Обработка персональных данных при организации и проведении социального расследования

Обработка персональных данных при организации и проведении социального расследования

При организации учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования, учреждения образования выявляют неблагоприятную для детей обстановку, проводят социальное расследование в соответствии с законодательством и осуществляют сбор информации о ребенке (детях) и его родителях, имеющей значение для принятия решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении.

О том, какая информация является избыточной при выполнении этой задачи, узнаем из материала.

Швед Надежда

заместитель начальника управления методологии защиты персональных данных Национального центра защиты персональных данных Республики Беларусь, кандидат юридических наук, доцент

855 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В соответствии с ч. 5 ст. 116 Кодекса Респуб­лики Беларусь о браке и семье порядок, сроки проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка, порядок признания детей находящимися в социально опасном положении, критерии и показатели социально опасного положения, форма плана защиты прав и законных интересов ребенка устанавливаются Правительством.

Учреждения образования отнесены к органам, которые в пределах своей компетенции участвуют в выявлении детей, находящихся в социально опасном положении, организации и проведении социального расследования, принятии решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении, реализации мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки (абз. 5 п. 4 Положения о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019 № 22 (далее — Положение № 22)).

При этом абз. 2 п. 6 Положения № 22 установлено, что учреждения образования при осуществлении своей деятельности в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции выявляют неблагоприятную для детей обстановку при организации учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования, анализе участия родителей в образовательном процессе, осуществлении контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей в семьях, в которые возвращены дети после помещения на государственное обеспечение, в т. ч. после восстановления родителей в родительских правах, при анализе обращений граждан.

При выявлении неблагоприятной для детей обстановки государственные органы, государственные и иные организации в силу п. 7 Положения № 22 незамедлительно информируют об этом отдел образования по месту нахождения детей.

Отдел образования не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации о неблагоприятной для детей обстановке, направляет ее в учреждение образования, в котором обучается (воспитывается) ребенок (дети), или в социально-­педагогический центр по месту проживания (нахождения) ребенка (детей) — в отношении ребенка (детей) в возрасте до трех лет либо ребенка (детей), который не зачислен в учреждение образования или не проживает с семьей в связи с получением образования.

Это важно
Положением № 22 установлено, что при проведении социального расследования в соответствии с законодательством осуществляется сбор информации о ребенке (детях) и его родителях, имеющей значение для принятия решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении. 

При проведении социального расследования условий жизни и воспитания ребенка (детей) комиссией учреждения образования составляется акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей). В связи с тем, что форма акта обследования Положением № 22 не предусмотрена, она утверждается приказом руководителя учреждения образования. Иногда форма акта сопровождается и рекомендациями по его заполнению.

Абзацем 2 п. 11 Положения № 22 определены основные сведения, которые обязательно должны быть отражены в данном акте:

  • о ребенке (детях);
  • о родителях ребенка;
  • об иных гражданах, проживающих совместно с семьей и участвующих в воспитании ребенка (детей);
  • о наличии либо отсутствии критериев и показателей социально опасного положения.

Акт — это основной документ, подтверждающий положение ребенка в семье и содержащий персональные данные не только ребенка, но и членов семьи, а также совместно проживающих с ребенком иных лиц.

При составлении акта комиссия обязана соблюдать требования Закона Республики Беларусь от 07.05.2021 № 99-З «О защите персональных данных» (далее — Закон), в частности, не допускать нарушения запрета на избыточность обрабатываемых данных.

Мониторинг сайтов отдельных учреждений образования, разместивших собственную утвержденную форму акта обследования усло­вий жизни и воспитания ребенка (детей), показал отсутствие единства в подходах к определению информации, содержащейся в актах. В отдельных случаях учреждения образования включали в акты информацию, которая носит явно избыточный характер (стаж работы, сведения о доходах и иных выплатах и др.), в т. ч. специальные персональные данные (сведения о состоянии здоровья ребенка или его законного представителя), информацию о частной жизни (состоят ли родители в браке, с какого года, если разведены, то с какого года, сведения о сожителях или лицах, с которыми встречаются родители ребенка, и т. п.).

Анализ Положения № 22 свидетельствует о разграничении компетенции государственных органов и иных организаций при проведении социального расследования. Так, п. 6 Положения № 22 определяет компетенцию государственных органов, государственных и иных организаций при выявлении детей, находящихся в социально опасном положении, а п. 22 — при реализации мероприятий, обязательных для исполнения государственными органами.

В Методических рекомендациях по межведомственному взаимодействию государственных органов, государственных и иных организаций при выявлении неблагоприятной для детей обстановки, проведении социального расследования, организации работы с семьями, где дети признаны находящимися в социально опасном положении (утв. заместителем министра образования Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 (далее — Методические рекомендации)), также определены полномочия государственных органов и организаций при проведении социального расследования, в т. ч. обязанность указанных органов направлять соответствующую информацию (при ее наличии) в отделы образования.

Полагаем необходимым обратить внимание, что Методические рекомендации не являются законодательным актом или принятым в его развитие иным НПА, соответственно, не могут выступать в качестве правового основания при направлении запросов в различные государственные органы и организации.

Анализ обращений граждан и юридических лиц, поступающих в Национальный центр защиты персональных данных, а также выборочный мониторинг информации и форм документов, содержащихся на сайтах отдельных учреждений образования в рубриках, посвященных проведению социального расследования, позволяет констатировать распространенную практику обработки учреждениями образования избыточной информации о гражданах, необходимость которой не вытекает из критериев и показателей социально опасного положения, установленных Положением № 22.

Например, зачастую в отношении законных представителей несовершеннолетних запрашивается информация о правонарушениях, хранящаяся в едином государственном банке данных о правонарушениях.

Вместе с тем оценка критериев и показателей социально опасного положения, указанных в пп. 2 и 3 приложения к Положению № 22, свидетельствует о том, что для решения вопроса о признании детей находящимися в социально опасном положении имеет значение не каждый факт привлечения к административной ответственности, а только лишь по отдельным статьям КоАП:

  • ст. 10.1 «Умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания»;
  • ст. 10.3 «Невыполнение обязанностей по воспитанию детей»;
  • ст. 19.1 «Мелкое хулиганство»;
  • ч. 2 ст. 19.3 «Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения» (повторно в течение года);
  • ст. 19.4 «Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение»;
  • ст. 19.5 «Занятие проституцией»;
  • ст. 19.8 «Распространение произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости».

При этом в соответствии с ч. 5 ст. 12.12 Процессуально-­исполнительного Кодекса Рес­публики Беларусь об административных правонарушениях по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 10.1, 19.1, ч. 2 ст. 19.3, ст. 19.4, 19.5 и 19.8 КоАП, в отношении лиц, имеющих несовершеннолетних детей, органы, наложившие административное взыскание за совершение указанных правонарушений, не позднее следующего дня после вынесения постановления о наложении административного взыскания информируют об этом орган опеки и попечительства по месту жительства этих лиц для обеспечения контроля за положением детей в семье и свое­временного принятия мер по защите их прав и законных интересов.

Таким образом, предоставлять информацию о фактах привлечения к административной ответственности законных представителей несовершеннолетнего по конкретным статьям КоАП является обязанностью соответствующих органов.

В связи с этим учреждения образования уполномочены реализовывать только те права, которые предоставлены законодательным актом и принятым в его развитие Положением № 22.


Пример

Учреждения образования активно направляют запросы о предоставлении сведений о назначении пенсий, пособий по уходу за инвалидом I группы, государственных пособий семьям, воспитывающим детей, государственной адресной социальной помощи, пособий по безработице и иных выплат в органы по труду, занятости и социальной защите.


Оценка критериев и показателей социально опасного положения, указанных в приложении к Положению № 22, не свидетельствует о четкой зависимости между уровнем дохода родителя (законного представителя) несовершеннолетнего и удовлетворением основных жизненных потребностей ребенка.

Это важно
Направление запросов во всех случаях проведения социального расследования без оценки конкретной ситуации может свидетельствовать о формальном подходе к оценке социально опасного положения семьи, становится фактором, провоцирующим ненадлежащее поведение органа, проводящего социальное расследование, в том случае, когда нечетко определены границы или отсутствуют критерии применения конкретной нормы.

Таким образом, при проведении социального расследования учреждения образования в отдельных случая выходят за рамки своих полномочий, расширяя сферу вмешательства и контроля в т. ч. на охраняемые виды тайн (врачебная тайна, тайна частной жизни).

Обращаем внимание, что за нарушение установленных режимов обращения с конкретными видами тайн и законодательства о персональных данных предусмотрена ответственность.

Таким образом, использование абз. 20 ст. 6 Закона, а в отношении специальных персональных данных — абз. 17 п. 2 ст. 8 Закона не может являться правовым основанием для запроса любых сведений о материальном положении семьи, наличии задолженности по оплате коммунальных услуг, сведений о любых фактах привлечения к административной ответственности и иной информации, не имеющей отношения к оценке критериев и показателей социально опасного положения.

Запрос указанных сведений даже при наличии согласия не соответствует п. 5 ст. 4 Закона.

Критерии и показатели социально опасного положения 
(приложение к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019 № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении»)

855 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

«Директор школы, гимназии, лицея» № 4 (2024) за 5 минут: применение новаций ТК, пошаговая инструкция по формированию и документальное сопровождение инженерных классов, регулирование условий труда педагогических работников

Кроме того, в 4-м номере журнала: • Отмена категории: план действий при нарушении законодательства • 10 готовых форм документов • Разбор 10 SOS-ситуаций «Что делать...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 179
1
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок