Academia.eduAcademia.edu
Институт российской истории Российской академии наук Культура и менталитет России Нового и Новейшего времени К 80-летию со дня рождения Анатолия Евгеньевича Иванова Москва 2018 УДК 94(47)(035.3) ББК 63.3(2)45 К90 Ответственный редактор: доктор исторических наук Ю.А. Петров Редколлегия: кандидат исторических наук А.В. Голубев, доктор исторических наук Т.Ю. Красовицкая, доктор исторических наук А.И. Куприянов, кандидат исторических наук С.М. Шамин Утверждено к печати Ученым советом Института российской истории Российской академии наук Рецензенты: доктор исторических наук В.Н. Захаров, кандидат исторических наук В.В. Тихонов К90 Культура и менталитет России Нового и Новейшего времени [Текст] : к 80-летию Анатолия Евгеньевича Иванова / редкол.: д-р ист. наук Ю.А. Петров (отв. ред.) , канд. ист. наук А.В. Голубев , д-р ист. наук Т.Ю. Красовицкая , д-р ист. наук А.И. Куприянов , канд. ист. наук С.М. Шамин ; Ин-т рос. истории Рос. акад. наук . — М. : Ин-т российской истории РАН , 2018 . — 485, [3] с. ISBN 978-5-8055-0332-1 Содержание сборника статей к 80-летию со дня рождения доктора исторических наук А.Е. Иванова определяется кругом научных интересов юбиляра. Книга, построенная по проблемно-хронологическому принципу, посвящена различным аспектам истории науки и образования в России XVII—ХХ вв., вопросам идеологии и менталитета начиная с XVIII в., роли и месту российской политической элиты в развитии культуры. ISBN 978-5-8055-0332-1 © Институт российской истории РАН, 2018 ® Центр гуманитарных инициатив, 2018 Ульянова Г.Н. Развитие высшего технического образования и профессионализация инженеров в Российской империи нженеры, как профессиональная группа, в современной историографии русской интеллигенции привлекли к себе меньше внимания, чем, например, учителя или врачи. Причины этого кроются, видимо, в том, что влияние инженеров на жизнь народа было опосредовано через материальные объекты, а не происходило в прямом соприкосновении, как у учителей, врачей или адвокатов. Однако инженеры численно являлись значительной группой — число выпускников высших учебных заведений по техническим специальностям в изучаемый период превысило 30 тыс. человек. Инженеры имели в начале ХХ в. несколько десятков общественных организаций, действовавших для решения как профессиональных, так и социальных проблем своих членов. В монографии выдающегося исследователя истории высшего образования А.Е. Иванова «Студенчество России конца XIX — начала XX века: Социально-историческая судьба» показано, что численность студентов инженерных специальностей в период 1897—1917 гг. неизменно находилась на втором месте после численности студентов университетов и возрастала — от 6071 чел. в 1897/1898 уч. г. (21,4% от общего количества студентов) до 23 329 чел. в 1913/1914 уч. г. (33,2% от общего количества студентов)1. В настоящей статье поставлена задача рассмотреть становление инженерной профессии в соотношении с развитием системы высшего технического образования, прежде всего, на основе анализа статистических данных. Будут затронуты следующие аспекты развития высшего инженерного образования в Российской империи: начальный период развития высшего инженерного образования (от рубежа ХVIII—ХIХ вв. до начала 1890-х гг.); складывание отечественной системы инженерных высших учебных заведений в период 1890—1914 гг.; количество студентов и структура по специализации в ведущих вузах — Императорском Московском техническом училище и Петербургском технологическом институте; практикующие инженеры: численность, техническая специализация, сферы занятости, географическое размещение; автономизация профессии: совмещение функций инженера и предпринимателя; карьера инженера в ХIХ — начале ХХ в.: профессиональные притязания и практика. И 1 Иванов А.Е. Студенчество России конца XIX — начала XX века: Социально-историческая судьба. М., 1999. С. 173. 132 Ульянова Г.Н. Развитие высшего технического образования и профессионализация инженеров... Краткие историографические размышления Число работ, в которых затронута история инженерных кадров в дооктябрьской России, пока еще невелико. В ряду других интеллигентских профессий, инженерам и их подготовке в российских высших учебных заведениях посвящены соответствующие разделы в монографиях В.Р. Лейкиной-Свирской2 и А.Е. Иванова3, у которых полнее освещается аспект высшего инженерного образования, практически не исследовавшийся до начала 1970-х гг. Социальный статус инженеров в первой половины ХIХ в. исследован на массовом просопографическом материале Л.А. Булгаковой4. В последнее пятнадцатилетие появился ряд интересных работ, в частности, докторская диссертация В.Н. Тарасовой «Высшая инженерная школа России (последняя четверть XVIII в. — 1917 г.)» и кандидатская диссертация К.Е. Головина «Становление системы технических вузов и вклад профессорско-преподавательского состава в развитие естественно-технических наук: на материалах Санкт-Петербурга XIX — начала XX в.»5. С середины 1970-х гг. развитие профессий и профессиональных групп в европейской и американской гуманитарной науке нередко рассматривается в рамках концепции профессионализации, получившей большое развитие. Критерии и параметры профессионализации стали ключевыми при историко-социологическом анализе истории и положения социальных групп, включающих лиц интеллектуального труда. Термин «профессионализация» при этом обозначает процесс, при котором носители специальных знаний и услуг постепенно сплачиваются в целостную социальную группу, стремящуюся контролировать то поле рынка, где эта группа осуществляет экспертные функции. Поскольку существуют потребители профессиональных знаний, то профессионализация также подразумевает коллективное отстаивание своего особого социального статуса в попытке повысить этот статус6. Причем, по мнению западных коллег, востребованные рынком экспертные функции представителей различных профессиональных групп имеют сильное влияние на структурацию современного (имеется в виду период конца ХVIII — начала XXI вв.) неравенства. 2 3 4 5 6 Лейкина-Свирская В.Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX века. М., 1971; Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1900—1917 годах. М., 1981. Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX — начале XX вв. М., 1991. Булгакова Л.A. Социальный статус инженера в дореформенной России // Проблемы социально-экономической истории России. М.; Л., 1991. С. 161—176. Тарасова В.Н. Высшая инженерная школа России (последняя четверть XVIII в. — 1917 г.): Автореф. дис. … д-ра ист. наук. М., 2000; Головин К.Е. Становление системы технических вузов и вклад профессорско-преподавательского состава в развитие естественно-технических наук: на материалах Санкт-Петербурга XIX — начала XX в.: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2008. Целостные параметры процесса профессионализации были даны в книге M.S. Larson «The Rise of Professionalism: A Sociological Analysis» (Los Angeles, 1977), хотя первую попытку рассмотрения рынка занятости и услуг с новых позиций можно датировать приблизительно по статье: Turner C., Hodge M.N. ‘Occupations and Professions’ // Professions and Professionalization / J.A. Jackson (ed.) Cambridge, 1970. В русистике заметную роль сыграла статья: Balzer H. The Problem of Professions in Imperial Russia // Between Tsar and People / Clowes E.W., Kassow S.D., West J.L. (eds.). Princeton, 1991. P. 183—198. 133 I. Наука и образование Что же касается собственно аспекта профессионализации, то отечественные исследователи мало рассматривали данный аспект на российском материале. Отчасти это объясняется тем, что в советский период объективистский анализ становления и развития интеллигентских профессий в Новое время лежал вне поля интереса историков и социологов, рассматривавших процессы внутри профессиональных групп с точки зрения классовых интересов, а вовсе не внутренней логики цивилизационных изменений в странах Европы и Северной Америки. Одним из негативных последствий такого подхода, на наш взгляд, явилась недооценка самоценности технологического знания, приведшая к форсированным темпам (главным образом, за счет снижения уровня подготовки) наращивания инженерно-технических кадров в 1920— 1930-е гг., при одновременных репрессиях против дореволюционных «спецов»,— что, в конечном счете, породило в СССР ситуацию уникальной в мировой практике девальвации статуса профессии инженера. В рамках концепции профессионализации, получившей большое развитие в европейском и американском обществоведении, в свое время созданы две книги американских авторов. В вызвавшей большой интерес научного сообщества коллективной монографии «Исчезнувший средний класс. Профессии в российской истории»7 была всесторонне отражена дискуссия о российской интеллигенции среди русистов и дискуссия о содержании понятий «профессия», «профессионалы», «интеллигенция» при изучении истории России в Новое время и подчеркнуто, что условия для развития профессий в России были созданы эпохой Великих реформ, в результате чего высшее образование (наряду с групповым общением, специализированной печатью и профессиональными объединениями) стало одним из важнейших элементов самоопределения специалистов. В книге К. Руан «Профессионализация городских учителей в России. 1860—1914: Гендерный и социальный аспекты»8 рассмотрены вопросы профессиональной подготовки учителей — наиболее многочисленной группы в составе российской интеллигенции. Показывая, что улучшение качества образования граждан во многом было вызвано потребностями экономического развития, автор реконструирует картину реформирования высшего педагогического образования. Аспект профессионализации в отношении инженеров рассмотрен в концептуально интересной статье американского историка Х. Балзера, который фокусировал свое внимание на социально-психологических деталях политического и профессионального поведения этой и других групп русской интеллигенции в конце ХIХ — начале ХХ в. и обратил внимание на тот факт, что развитию профессиональной группы инженеров способствовали экономические трудности в стране — потребности индустриального развития России стали мощным стимулом для становления группы технических специа7 8 Russia’s Missing Middle Class: The professions in Russian History / Harley Balzer (ed.). Armonk, NY: M.E. Sharpe, Inc., 1996. Ruane C. Gender, Class, and the Professionalization of Russian City Teachers. 1860—1914. Pittsburgh, 1994. 134 Ульянова Г.Н. Развитие высшего технического образования и профессионализация инженеров... листов9. Ранее Х. Балзер написал диссертацию, посвященную соотношению развития высшего технического образования и тенденций экономической политики государства10. Сравнительным анализом развития инженерной профессии в Германии и России по ряду позиций (в том числе, системе образования) занимался немецкий исследователь М. Шпет11. Если зарубежные исследователи касались названных проблем (история высшего образования в России в контексте профессионализации) в традиционной для западной гуманитарной науки манере, может быть, излишне схематизируя процесс, то российские ученые вообще не рассматривали предмет в ракурсе профессионализации, но зато существенно обогатили фактологию. Начальный период развития высшего инженерного образования (от рубежа ХVIII—ХIХ вв. до начала 1890-х гг.) До начала XX в в Российской империи действовало восемь высших технических учебных заведений. Старейшими из них являлись пять, возникших в конце ХVIII — первой половине ХIХ в.: Горный институт (осн. в 1773), Институт инженеров путей сообщения (1809), Институт гражданских инженеров (1842) и Практический технологический институт (1828) —находились в Санкт-Петербурге, Ремесленное учебное заведение, переименованное затем в Императорское Московское техническое училище (откр. в 1830, вуз с 186812) — в Москве. В 1860—1880-е гг. к старейшим пяти заведениям добавилось еще два. В 1862 г. на средства Рижского городского общества был учрежден Рижский политехнический институт13. Это было единственное из заведений, готовившее инженеров, которое имело не государственное, а муниципальное финансирование. В 1885 г. был открыт Харьковский технологический институт. Старейшие учебные заведения по подготовке технических кадров разделялись на два основных типа. К первому мы относим Горный институт, Институт инженеров путей сообщения и Институт гражданских инженеров. Это были закрытые заведения со строгим полувоенным укладом жизни воспитан9 10 11 12 13 Balzer H.D. The Problem of Professions in Imperial Russia // Between Tsar and People. Educated Society and the Quest for Public Identity in Late Imperial Russia. Princeton, 1991. P. 183—198. Balzer H.D. Educating Engineers: Economic Politics and Technical Training in Tsarist Russia: Ph.D. diss., University of Pennsylvania. 1980. Spath M. Die Professionalisierung von Ingenieuren in Deutschland und Russland // Bildungsburgertum in 19. Jahrhundert. Teil 1 / W. Konze und J. Kocka (Hgs.). Stuttgart, 1985. S. 561—587; Idem. Der Ingenieur als Burger: Frankreich, Deutschland und Russland in Vergleich // H. Siegrist (Hg.) Burgerliche Berufe. Zur Socialgeschichte der Freien und Akademischen Berufe in Internationalen Vergleich. Gottingen, 1988. S. 84—105. Журнал Высочайше учрежденной при Министерстве народного просвещения Комиссии для определения дальнейшего плана насаждения промышленного образования в Империи и обсуждения вопроса о реорганизации средних и низших технических училищ. СПб., 1902. С. 1. См.: Бухгольц Ф.В. Исторические и статистические данные о Политехническом институте за время 1862—1912 гг. Рига, 1912. 135 I. Наука и образование ников. Учащиеся набирались из привилегированных сословий: дворянства и высшего чиновничества, и готовились к инженерному занятию как к государственной службе, обязательной для мужских представителей высших сословий. Окончившие заведения первого типа становились частью бюрократического аппарата сословно-иерархического государства. Ко второму типу заведений следует отнести Петербургский технологический институт (ПТИ) и Императорское Московское техническое училище (ИМТУ). Они давали среднее, а для наиболее способных учеников — высшее техническое образование, и до 1870-х гг. принимали мальчиков из низших сословий, в возрасте 12—15 лет, умеющих читать и писать. Если заведения первого типа готовили специалистов управления и контроля, то заведения второго типа готовили практиков для производства, поскольку до 1860-х гг. дворянство считало для себя «почти унизительным заниматься промышленностью»14. Обучение в ПТИ и ИМТУ длилось шесть лет. В первые три года ученики получали среднее образование, а в последующие три года специальные знания. Звание «ученого мастера», «мастера» или «подмастерья» (в зависимости от успехов) давало выпускникам возможность существенно повысить свой социальный статус. С 1 января 1841 г. для них отменялось телесное наказание, а «при усердии службы в промышленности они также увольнялись от личной рекрутской повинности со взносом в казну от каждого при наступлении его очереди по 150 рублей серебром»15. В ПТИ учились сироты из бедных городских семей, а в Москве заведение было специально создано для питомцев Воспитательного дома, то есть сирот-подкидышей16. Эта интересная деталь показывает, как в условиях жестко иерархизированной социально-политической структуры общества был найден компромисс между потребностями экономического развития и низким престижем практического инженерного занятия. Российская промышленность, в значительной степени монополизированная государством, нуждалась в квалифицированных технических кадрах для работы на казенных заводах. Потребность растущей частной промышленности в инженерах и техниках тоже увеличивалась. Государство, взяв сирот с момента рождения на государственное обеспечение, готовило из них техников для себя. Частная же промышленность вынуждена была приглашать для управления фабриками и, главное, для наладки оборудования, иностранцев, пока, наконец, в ИМТУ в 1844 г. было разрешено из 300 человек принимать 50 пансионеров с платой 70 рублей в год из детей купцов, мещан и ремесленников17. В 1850-е гг. в ИМТУ были сделаны важные преобразования по учебной части. К уже существующим общеобразовательным предметам в 1854 г. было добавлено преподавание механической технологии. С 1857 г. вводилось пре14 15 16 17 Ланговой Н. Санкт-Петербургский практический технологический институт с 1828 по 1893 гг. // Техническое образование. 1894. № 1. С. 21. Там же. С. 18. Бухонов И. Императорское Московское техническое училище. Исторический очерк // Техническое образование. 1894. № 4. С. 263. Там же. С. 264. 136 Ульянова Г.Н. Развитие высшего технического образования и профессионализация инженеров... подавание аналитической химии и химической технологии. Подобные изменения произошли и в ПТИ. Таким образом, была достигнута типизация учебных программ для подготовки инженеров. В период 1860—1870-х гг. особое внимание в обучении инженеров было обращено на расширение круга предметов, в особенности специальных и учебной практики. В 1872 г. в ПТИ был утвержден пятилетний план обучения, а в ИМТУ с 1871 г. девятилетний, с включением начальных четырех классов, дававших среднее образование. В качестве иллюстрации приведем факты из биографии профессора Александра Павловича Гавриленко (1861—1914), который был директором ИМТУ в 1904—1914 гг. Он, по желанию отца, обедневшего дворянина подпоручика Павла Антоновича Гавриленко, был принят в 12-летнем возрасте в 1873 г. своекоштным пансионером с платой 300 руб. в год18. Окончив курс среднего образования, Гавриленко выдержал конкурсные экзамены для получения высшего образования. В мае 1882 г. А.П. Гавриленко закончил полный курс обучения и «при отличном поведении и отличных успехах в науках» был удостоен звания инженер-механика19. С 1885 г. он работал инженером Московского городского общественного управления, потом был приглашен преподавать с 1888 г. в своей alma mater, с 1895 г. состоял в должности профессора, читал курсы «Паровые котлы», «Технология дерева», «Литейное дело», «Технология металлов». Три начальных класса были постепенно закрыты в 1873—1886 гг. и установилось шестилетнее обучение. Обучение в завершающих классах велось по трем отделениям: Отделение Основные предметы а) механико-строительное механика, построение машин, составление проектов и смет, строительное искусства б) инженерно-механическое те же + инженерное искусство в) инженерно-технологическое те же, что на механико-строительном + химическая технология Развитие системы высшего инженерного образования в России шло «методом проб и ошибок». С одной стороны, учебные программы постоянно пополнялись нужными предметами, а с другой, «распухшие» учебные планы — громадные и многопредметные — уже становились непосильными для учащихся. Принцип универсализма в подготовке инженеров, продиктованный структурой экономики России в 1870—1880-е гг., когда господство мелких и средних предприятий требовало инженера-универсала, владевшего всеми техническими и организаторскими талантами, — стал архаическим20. К 1890-м гг. противоречие между потребностями промышленности, где внедрялись новые сложные технологии, и потенциями старой системы обучения стали очевидными. 18 19 20 Центральный государственный архив г. Москвы (ЦГА г. Москвы). Ф. 372. Оп. 2. Д. 154. Л. 1, 7. Там же. Ф. 179. Оп. 1. Д. 157. Л. 1. См.: Лейкина-Свирская В.Р. Интеллигенция в России… С. 71, 113. 137 I. Наука и образование С 1887 г. оба заведения, ПТИ и ИМТУ, стали давать высшее технологическое образование по специальностям механической и химической. Были введены вступительные экзамены по математике, физике и русскому языку и выпускные государственные экзамены по программам, утвержденным Министерством народного просвещения. Сдавшие экзамены с отличным результатом и при отличном поведении получали звание инженера-технолога или инженера-механика. Успешно окончившие курс приобретали наряду с профессиональными — повышенные социальные права (если не имели высших по происхождению). Занятие штатных должностей в государственных и общественных учреждениях в чине Х или ХII классов давало право на причисление к сословию личных почетных граждан, а после десяти лет практической работы — к сословию потомственных почетных граждан. Складывание отечественной системы инженерных высших учебных заведений в 1890—1914 гг. Переломным этапом в развитии инженерного образования стали 1890-е гг. Открылись Петербургский электротехнический институт (1891), Московское инженерное училище (1894, с 1915 — Институт инженеров путей сообщения), Томский технологический институт (1896), Горное училище в Екатеринославе (1899). Как установил в результате архивных изысканий А.Е. Иванов, в 1890-е гг. в правительство поступали многочисленные ходатайства групп предпринимателей о создании сети инженерно-промышленного образования для нужд российского бизнеса. Известны просьбы об открытии политехникумов в Варшаве, Владикавказе, Киеве, Казани, Нижнем Новгороде, Одессе, Перми, Петербурге, Тифлисе21. Причем местные предприниматели обещали устроить и содержать эти учебные заведения на свои средства В 1898 г. Государственным советом были приняты законопроекты об основании политехникумов в Петербурге, Варшаве и Киеве. В 1907 г. число политехнических институтов пополнилось Донским в Новочеркасске — казачьей столице Области Войска Донского. Из 15 вузов, существовавших к 1914 г., 6 находилось в Петербурге, 2 — в Москве, 1 — в Сибири (Томск), 4 — на Юге Европейской России (Екатеринослав, Киев, Новочеркасск, Харьков), 2 — в Балтийских губерниях и Царстве Польском (Рига, Варшава). Все города, за исключением Новочеркасска, входили в число крупнейших городов империи, и их годовые бюджеты по данным 1909 г. превышали 1 млн руб.22 Двенадцать инженерных вузов действовали в университетских городах (Петербург, Москва, Варшава, Киев, Харьков, Томск), где уже был отлажен полицейский надзор за студенчеством. 21 22 См.: Иванов А.Е. Высшая школа России… С. 61. Совет съездов представителей промышленности и торговли. Статистический ежегодник на 1913 г. СПб., 1913. С. 410—411. 138 Ульянова Г.Н. Развитие высшего технического образования и профессионализация инженеров... Учреждение вузов в соответствии со статусом города в административно-политической системе империи свидетельствует о господстве принципов государственного контроля над развитием высшего образования, выражавшемся, в частности во всесторонней регламентации подготовки инженерных кадров. Сложившаяся в начале ХХ в. сеть инженерных вузов имела следующие параметры (см. табл. 1). При поступлении в институты следовало представить аттестат об окончании среднего учебного заведения, метрическое свидетельство, документ о сословном состоянии, 3—4 фотографии, свидетельство о приписке к призывному участку для прохождения воинской повинности (на время учебы директор учебного заведения мог просить об отсрочке до 27-летнего возраста), свидетельство о благонадежности от губернского начальства за подписью губернатора. 1910-е гг. стали временем преобразования учебной системы в высших инженерных заведениях. Новые программы были направлены на реализацию принципов научно-технической специализации. Рассмотрим, как воплощались эти принципы в учебном процессе Московского технического училища23. На первых трех курсах студенты обоих отделений слушали лекции по общим техническим дисциплинам — физике, начертательной геометрии, теоретической механике, техническому и архитектурному черчению, строительному искусству, геодезии, металлургии, отоплению и вентиляции. Кроме того на 1-м курсе преподавался Закон Божий. Уже с первого года обучения начиналось предметное разделение студентов: на механическом отделении делался упор на математические дисциплины (аналитическая геометрия, дифференциальное и интегральное исчисление), на химическом начиналось углубленное изучение аналитической химии. В течение второго и третьего курсов число общих предметов сокращалось, а специальных увеличивалось. Будущие инженеры-механики поступательно изучали: высший математический анализ, теорию машиностроения, термодинамику, технологию металлов и дерева и др. Инженеры-технологи — минералогию, органическую химию, ботанику, теорию тепла и кинетическую теорию газов и др. После 2-го курса следовала геодезическая практика, после 3-го — 6-недельное участие в строительных работах в качестве техников-практикантов. 4-й курс являлся годом углубленной специализации: механики изучали 13 предметов, технологи — 12, овладевая премудростями промышленной технологии. При переходе на 5-й курс, как правило, в течение всего лета студенты обязательно работали (за плату или бесплатно) на фабриках, заводах, муниципальных предприятиях или в железнодорожных мастерских, причем применительно к тому специальному проекту, который избрали для написания диплома. Ежегодные отчеты ИМТУ показывают, как росло число предприятий, где практиковали студенты, и ширилась их география (см. табл. 2). Среди мест практики, например, были: нефтяной завод братьев Нобель в Баку, кожевенный завод Алафузова в Казани. В 1910 г. из 83 практикантов 22 (27%) работали на Пермской и Ташкентской железных дорогах. 77 практикантов получали плату и только 6 работали бесплатно. Особой популярностью пользовались 23 Отчеты о состоянии ИМТУ [1871—1915 гг.]. М., [1872—1916]. 139 I. Наука и образование Путиловский, Балтийский и Александровский заводы в Петербурге, текстильные предприятия московских фабрикантов Морозовых, Коноваловых, Прохоровых, рассеянные по всей Европейской России. Эти текстильные предприятия всегда предпочитали выпускников ИМТУ студентам других вузов. Данные промышленной статистики и архивные материалы показывают, что часто весь их инженерный персонал имел московские дипломы. Несмотря на сбалансированность учебного процесса, достигнутую в начале ХХ в., отсев студентов был значительным. Кто-то не выдерживал интеллектуального напряжения, другие — тягот несытой студенческой жизни. К тому же, среди строгостей, сопровождавших жизнь студентов, было запрещение вступать в брак (одновременно, женатые не могли поступать в вузы). Исключения из этого правила начали допускаться, согласно циркуляру Министерства народного просвещения с 1898 г. по разрешению губернских попечителей учебных округов. И только с 1906 г. запрет был фактически отменен — на брак требовалось формальное разрешение ректора, так же, как для поступления женатых в вуз24. До конца обучения доходила, по нашим подсчетам, только половина поступивших на 1-й курс. Из них ежегодно по собственным прошениям покидало институт около 10% студентов. Из-за неуспеваемости число учащихся сокращалось при переходе на следующий курс на 10—15% ежегодно. Например, из обучавшихся в ИМТУ в 1899/1900 уч. г. на 1 курсе 228 чел. на механическом отделении и 71 чел. на химическом отделении, в 1903/1904 уч. г. осталось 117 чел. на механическом и 27 на химическом. Защитили дипломы и получили права инженера 90—95% из студентов последнего курса. Однако для неудачников допускалась вторая попытка через год. Представленный выше анализ учебных планов и производственной практики показывает, что система инженерного образования складывалась в русле реализации идеи максимального приближения к нуждам российского индустриального развития. Количество студентов: социальные параметры Развитие высшего технического образования выражалось прежде всего в увеличении числа студентов (см. табл. 3). Указанные семь вузов на протяжении периода 1890-х гг.— 1914 г. продолжали занимать лидирующее положение в системе высшего технического образования. Самым большим по количеству студентов в эти годы становится Петербургский политехнический институт. Перед 1914 г. в нем обучалось более ⅕ всех студентов-инженеров. Это заведение готовило инженеров по широкому спектру специальностей. В нем, однако, отсутствовали стипендии, и студенты сами оплачивали свое образование. С другой стороны, поступление в институт не требовало большого напряжения сил, так как прием осуществлялся без вступительных экзаменов. Действовал конкурс аттестатов о среднем образовании, а в случае равной суммы баллов у соискателей проводилась жеребьевка. Важным, 24 ЦГА г. Москвы. Ф. 372. Оп. 1. Д. 494. Л. 132. 140 Ульянова Г.Н. Развитие высшего технического образования и профессионализация инженеров... на наш взгляд, условием соблюдения уровня общеобразовательной подготовки поступающих было то, что к конкурсу допускались лица, окончившие средние учебные заведения не ранее, чем за два года до поступления. Несмотря на абсолютный рост числа студентов во всех инженерных вузах, происходило относительное уменьшение доли учащихся в семи представленных в таблице крупнейших заведениях. Это было связано с расширением географии системы технического образования. После 1905 г., чтобы получить образование, уже не обязательно было ехать в Москву, Петербург или Харьков. К тому же возникавшие в провинции вузы давали при поступлении льготы уроженцам близлежащих местностей. Экономически выгоднее становилось готовить кадры на месте. Например, среди поступавших в Томский технологический институт отдавалось предпочтение уроженцам Азиатской России (Сибири) и Закавказья. Донской политехнический институт заполнял от 25% до 50% вакансий «коренными обывателями Области Войска Донского». Прием в Донской институт проводился без экзаменов, по конкурсу аттестатов. Как правило, вначале зачислялись все местные уроженцы, имевшие отличные и хорошие отметки в аттестате, и уже потом проводилась жеребьевка для прочих. Рижский политехнический институт принимал без экзаменов уроженцев Прибалтийских губерний, имевших в аттестате 4 и 5 по русскому языку, математике и физике25. Основой для успешной подготовки инженеров был стабильный хороший уровень среднего образования поступающих, что отражено в наших подсчетах, представленных в табл. 4. От 80% до 90% поступавших были выпускниками классических гимназий, реальных и технических училищ. По данным приема в ИМТУ в 1895 г., из 278 поступавших успешно выдержали экзамены 185 чел. (66%), из которых были приняты на 1 курс 131 чел. (47%), получивших наивысший балл. В изучаемый период число мест в технических вузах значительно выросло. За десять лет, с 1897 по 1907 г., — в 2,6 раза, за последующие 6 лет (1908— 1913) — еще в 1,5 раза. Но число абитуриентов было много больше. По данным В.Р. Лейкиной-Свирской, в 1897 г. было подано 2647 прошений о приеме в семь институтов, а принято всего 608 чел. (23%)26. Высокий конкурс при расширении числа мест, несомненно, отражал две взаимосвязанные тенденции. Во-первых, резкий рост потребности в инженерах, во-вторых, возрастание престижа инженерной профессии. С конца 1880-х гг. возрастание престижа профессии инженера выражалось также в поступлении в технические вузы лиц с университетской степенью или дипломами других вузов. Прием проводился без экзаменов, однако для этих лиц устанавливалась квота, составлявшая 3—5% в ИМТУ, 10% в Московском инженерном училище, 6—10% в ПТИ, 13% в Петербургском институте инженеров путей сообщения27. 25 26 27 См.: Воротинцев Н.И. Полный сборник правил и программ высших, средних и низших общеобразовательных, специальных и прогрессивных учебных заведений России, мужских и женских, правительственных и частных. Вып. 4. Пг., 1915. Лейкина-Свирская В.Р. Интеллигенция в России… С. 113. Расчеты сделаны нами по годовым отчетам соответствующих учреждений за разные годы. Приводится результирующая. 141 I. Наука и образование Данные о социальном происхождении студентов показывает, что в числе учащихся были представители всех сословий и социальных групп империи (см. табл. 5). За 20 лет в ИМТУ доля студентов из групп высокого социального статуса (дворянство, чиновничество) постоянно уменьшалась: с 33% в 1895 г. до 19,9% в 1914. Одновременно возрастала доля представителей низших городских и сельских сословий — крестьянства и мещанства: с 30,7% в 1895 г. до 49% в 1914 г. (При этом следует учитывать, что изменения в составе студентов происходили на фоне активного размывания старой сословной структуры российского общества. Быстрый процесс урбанизации и географической мобильности населения приводил к тому, что часто титул не совпадал с реальным статусом.) Уровень образования купечества, крестьянства и мещанства, как показывают результаты массовой обработки личных дел студентов ИМТУ, год от года повышался. Все большее число родителей стремилось дать детям классическое образование в гимназиях и располагало для этого соответствующими финансовыми возможностями (плата за обучение в гимназиях составляла 60—125 руб. в год). Однако юридически для городских жителей получение высшего образования было более простым делом, чем для селян. Представителям крестьянства приходилось преодолевать барьеры, установленные законами предыдущего периода. Например, для поступления в ИМТУ крестьянину следовало представить в приемную комиссию решение сельского общества, принятое на общем сходе и содержащее разрешение заниматься делом по своему выбору, а при этом не претендовать более на пользование общинной землей28. Повышение престижа профессии порождало стремление получить ее не только у лиц из низших социальных групп, но и у титулованных аристократов, искавших себе применения в новых капиталистических институтах. Среди окончивших ИМТУ со званием инженера были князь Л. Кугушев (выпускник 1890 г.), барон М. Корф и князь С. Гагарин (1891), князь М. Львов (1902), князь В. Макаев (1910)29. Следовательно, в период 1890—1914 гг. для детерминации социального статуса личности происхождение уже не имело довлеющего значения, как в предыдущий период. На первый план выходят образование и последующая служебная карьера. Русская статистика изучаемого периода не содержала сведений об этнической принадлежности. В документах указывалось вероисповедание (см. табл. 6). В Москве 77—82% студентов числились православными, 3—9% католиками, 3—7% протестантами, 3—8% иудеями. В Петербурге число православных было меньшим — 54—70%, зато католики (скорее всего за счет поляков) составляли 30% в 1896 и 13% в 1904. Но если для периода 1860—1880-х гг. конфессиональные показатели были идентичны с этническими, то в последующий период расхождение между ними постепенно возрастало. Правила поступления в вузы гласили, что в большинстве институтов допускались к приему «русские подданные, христианского вероисповедания». Существовали ограничения, главным образом по конфессио28 29 ЦГА г. Москвы. Ф. 372. Оп. 3. Д. 1997. Л. 1—3. Список лиц, окончивших курс в МТУ. 1845—1912. М., 1912. 142 Ульянова Г.Н. Развитие высшего технического образования и профессионализация инженеров... нальному и этническому признаку, например, для старообрядцев и евреев30. Эти ограничения порождали способы адаптации к существовавшим правилам. Евреи принимали православную веру или прибегали для получения дипломов к экстернату. В случае межнациональных браков между православными и лицами, принадлежавшими к другим ветвям христианства, дети, как правило, были крещены в государственную религию — православие. К примеру, среди инженеров-механиков, выпускников ИМТУ 1910 г., согласно проведенному нами антропонимическому анализу, русских и украинцев было 61%, поляков 7%, немцев и армян по 5%, грузин и азербайджанцев по 1%, евреев 18%, не установлено 2%. Сопоставление этих данных со сведениями табл. 6 показывает, что доля православных намного превышала долю русских и украинцев. Таким образом, в начале ХХ в., и особенно в 1906—1914 гг., когда после революции 1905 г. были удовлетворены некоторые политические требования интеллигенции и реформировано законодательство, создались новые условия формирования и существования инженерной интеллигенции. Прерогатива представителей доминирующих национальностей и конфессий была поколеблена за счет отмены государственных ограничений на выбор занятия для лиц из прежде ущемленных малых социальных групп. В 1906 г. закончилась эра безраздельного господства мужчин в инженерной профессии. Были открыты высшие женские Политехнические курсы в Петербурге, готовившие по архитектурной, инженерно-строительной, электромеханической и химической специальностям. В первый же год было подано 700 заявлений, из числа соискателей затем было принято 234 чел. по конкурсу аттестатов о среднем образовании. Курсы были платными — 150 руб. в год, никаких стипендий не существовало. К окончанию полного курса из поступивших в первый год 234 чел. пришли только три чел., получившие дипломы в 1912 г. К 1916 г. Петербургскими женскими политехническими курсами (где читали лекции профессора технологического и политехнического институтов) было выпущено 50 женщин-инженеров31. Практикующие инженеры: численность, техническая специализация, сферы занятости, географическое размещение На новом этапе промышленного развития, наступившем в России во второй половины ХIХ в., формирование высших технических кадров стало интенсивным и ускоряющимся. Всего в 1860—1917 гг. в Российской империи было подготовлено (по неполным данным) 30 240 инженеров32. 30 31 32 Для старообрядцев при поступлении на государственную службу действовали ограничения служебных прав, секретно принятые в 1832 и 1839 гг. и отмененные только в ноябре 1905 г. (См.: ЦГА г. Москвы. Ф. 372. Оп. 3. Д. 169. Л. 2—10). Для евреев действовала процентная норма, составлявшая в большинстве заведений 3%, а в черте оседлости 5% (Киевский политехнический институт) и 10% (Варшавский политехнический институт и Екатеринославский горный институт). В Московский институт инженеров путей сообщения евреев не принимали. См.: Первые женщины-инженеры. Л., 1967. С. 8—9. Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция... С. 18. 143 I. Наука и образование Важным показателем профессионализации, несомненно, является динамика развития специализации внутри профессии. Данные о темах спецпроектов, избранных студентами-дипломниками ИМТУ, позволяют уяснить изменения рейтинга различных видов специализации внутри инженерной профессии (см. табл. 7). Приведенная статистика показывает, что важной тенденцией в начале ХХ в. стало усложнение структуры инженерной деятельности. В вузах возникают новые кафедры, увеличивается профессорский корпус для подготовки инженеров к работе с применением новейших технологий. Становятся популярными спецпроекты по проблемам электротехники, конструирования тепловых двигателей и гидротехнических сооружений. На химическом отделении ИМТУ своеобразное теоретическое «дробление» тематики спецпроектов отражало путь развития легкой и пищевой промышленности. К примеру, проекты по технологии углеводов разрабатывали студенты, готовившие себя к работе именно на предприятиях бурно развивающейся сахарной промышленности. Интерес к металлургии свидетельствовал о том, что важным критерием квалификации инженера в сталелитейной промышленности становилась химико-аналитическая экспертиза с целью соблюдения стандартов литья. Выработка и усложнение критериев технической экспертизы стимулировались двумя взаимосвязанными обстоятельствами. С одной стороны, развитие технологической теории происходило на кафедрах, где вели исследования и преподавание наиболее способные к интеллектуальной деятельности выпускники технических вузов, С другой стороны, с 1890-х гг. наблюдалась постоянная энергичная модернизация большинства предприятий, связанная с повышением конкуренции на российском рынке и с включением России в процесс европейской индустриализации. Темпы модернизации промышленности не снижались даже в периоды экономических кризисов. Так, в 1900—1903 гг., не выдержав конкуренции, закрылось более 3 тысяч экономически слабых предприятий (12%), однако стоимость промышленной продукции в тот же период возрастала ежегодно на 3,8%. Последующие 1904, 1906, 1907 гг. дали соответственно прирост промышленного производства на 7,8%, 8,6% и 11,2%33. При незначительном росте количества предприятий в эти годы причинами такого прироста были, главным образом, рост энерговооруженности и освоение передовых технологий на модернизируемых предприятиях. Поэтому промышленность и транспорт остро нуждались в притоке «свежих» специалистов, знакомых с последними достижениями русской и европейской технической мысли. Следующая таблица содержит данные о том, куда пошли работать выпускники ИМТУ и ПТИ — на промышленные предприятия (включая муниципальные и земские объекты), на железную дорогу, в министерства, страховые компании, фабричную инспекцию, занялись преподавательской деятельностью, а также сменили профессию (см. табл. 8). 33 Бовыкин В.И. Динамика промышленного производства в России. 1896—1910 // История СССР. 1983. № 3. С. 31—51. 144 Ульянова Г.Н. Развитие высшего технического образования и профессионализация инженеров... В промышленности и на транспорте было занято более ¾ всех подготовленных инженеров. Причем, существовали традиционные сферы профессиональной деятельности для выпускников разных вузов. Инженеры, окончившие ИМТУ, в значительной степени ориентировались на работу в текстильной (17,6% всех промышленных инженеров) и пищевой (10,4%) — главным образом, сахарной и винокуренной — промышленности. Для петербургских выпускников приоритетными местами работы являлись предприятия крупной промышленности (частные машиностроительные и сталелитейные; казенные горные и оружейные заводы), где трудились 23,3%, а также предприятия свеклосахарные и писчебумажные (24,3%). Расширялась и география деятельности. К примеру, выпускники ИМТУ служили по всей территории империи: от Варшавы до Хабаровска и от Архангельска до Баку. С 1890-х гг. пользование услугами квалифицированных инженеров постепенно перестает быть привилегией больших городов и крупных предприятий. Инженеры находили работу на вновь возникающих небольших, но хорошо оборудованных предприятиях и в уездных городах, где прогрессивные деятели городского самоуправления устраивали водопровод, канализацию, трамвайное сообщение (таких городов, по нашим подсчетам, было несколько десятков). Наряду с этой тенденцией, которую условно можно назвать «диффузией» специалистов, существовала вторая. Она заключалась в том, что значительное количество инженеров сосредоточивалось в районах компактного размещения промышленности, таких, как Московская и Владимирская губерния, Баку, Петербург, Брянск, Казань, Саратов. Из 1150 выпускников ИМТУ в 1895 г. в Москве работали 298 (25,9%) и на близлежащих территориях Московской губ. еще 182 (15,8%), то есть всего более ⅖ специалистов (41%). В 1887 г. Москва и область были местом службы 34,9% специалистов (165 и 47 из 608 чел.), в 1912 г. — 26,2% (775 чел.). В 1895 г. на Бакинских нефтепромыслах работал 1% московских выпускников (1912 — 1,7%), в Петербурге и губернии — 1,7% (1912 г. — 4,6%), на Урале — 2,7% (1912 г. — 1%), на заводах Брянского района — 1,1% (1912 г. — 0,8%), в Киеве — 1,7% (1912 г. — 1%), во Владимире, Ярославле, Иваново-Вознесенске — 3,6% (1912 г. — 2,2%), в Среднем Поволжье (Саратов, Казань) — 2,6% (1912 г. — 1,3%). В 1912 г. в крупных сибирских городах число инженеров становится заметным — в Томске и Иркутске работали 17 выпускников ИМТУ (0,6%)34. Автономизация профессии: совмещение функций инженера и предпринимателя Максимальной формой профессиональной реализации инженеров явились «самостоятельные» структуры, в которых инженер выступал и в роли профессионала, и в роли предпринимателя. К «самостоятельным» структурам относились: заводы и фабрики, технические конторы, фирмы по тор34 Там же. 145 I. Наука и образование говле техническим оборудованием, аграрные поместья, где использовалась промышленная технология переработки сельскохозяйственной продукции. Несомненно, чтобы вести собственное дело, надо было обладать высокой личностной активностью. Среди выпускников ИМТУ (см. табл. 8) «самостоятельных» (или «независимых») инженеров было 25% (1887), а ПТИ — 16% (1894) от количества лиц, занятых в промышленном секторе. По социальному происхождению среди «самостоятельных» инженеров выделяются две группы: 1) дети предпринимателей, 2) прочие. Входящие в первую группу имели к моменту поступления в вуз повышенный (по отношению к остальной массе студенчества) социальный и финансовый статус. Главной целью высшего инженерного образования для них было получение профессиональных навыков для работы на семейных предприятиях. В числе выпускников ИМТУ, начиная с 1870-х гг., были дети ряда московских промышленных магнатов. Сергей Лямин (сын московского городского головы, фабриканта и банкира И.А. Лямина, династия Ляминых известна с 1782 г.) служил инженером при правлении семейной бумагопрядильной и ткацкой мануфактуры в Дмитровском уезде Московской губ. Спустя 10 лет, в 1897 г., он состоял уже в должности директора. Братья Сергей и Алексей Добровы руководили тремя машиностроительными заводами фирмы «Добровы и Набгольц». В 1880—1890-е гг. ИМТУ закончили, получив дипломы инженеров-механиков два представителя семьи Лист (владевшей двумя крупными машиностроительными заводами в Москве, старейший из которых существовал с 1863 г.) — Николай и Виктор. Этнический немец Николай Густавович Лист ко времени поступления в студенты, числился русским подданным, а его кузен Виктор перешел в русское подданство, чтобы учиться в высшем учебном заведении в Москве. Закончив Московское техническое училище, оба брата стали работать на принадлежавшем семье заводе. Виктор служил конструктором, а Николай, начав с инженерной должности, вскоре занял место технического директора. (Интересно, что Николай Лист был инженером по призванию и имел патент на керосиновый двигатель собственной конструкции.) Из немосквичей — Поляков и Кондрашев работали механиками на собственных суконных фабриках, Уманский — техником на каменноугольных копях «Губонин и Уманские» в Харьковской губ., а Симиренко — помощником директора на одном из крупнейших в Российской империи сахарном заводе «Яхненко и Симиренко» в Киевской губ. Анализ деятельности лиц второй группы («прочие») говорит о появлении с 1880-х гг. в России форм организации инженерного труда, свидетельствовавших о достижении высокой степени автономизации профессии. Мы имеем в виду технические конторы (бюро), предоставлявшие потребителям интеллектуальные услуги. Уже к концу 1880-х гг. в Москве насчитывалось более 15 таких фирм. Наиболее влиятельными были «А.В. Бари», «Зотов», «Залесский и Чаплин». Контора Александра Бари, основанная в 1880 г., занималась устройством нефтехранилищ и нефтепроводов, постройкой металлических сооружений (например, водонапорных башен) и др. В этой крупнейшей фирме работало 15—20 высококвалифицированных инженеров, в том числе, выдающий146 Ульянова Г.Н. Развитие высшего технического образования и профессионализация инженеров... ся В.Г. Шухов. Высокий уровень профессиональной компетенции обусловил то, что контора Бари получала не только частные и муниципальные, но и казенные заказы, например, на строительство Казанского вокзала в Москве. Фирма владела рядом предприятий по изготовлению сложных технических приборов. В 1898 г. имелось шесть представительств фирмы в Москве, Петербурге, Саратове, Ростове-на-Дону, Тифлисе, Грозном. Наблюдалась монополизация конторой Бари рынка определенных технических услуг на территории Европейской России. Другая фирма «Залесский и Чаплин» была учреждена в 1895 г. инженерами В.Г. Залесским и В.М. Чаплиным, являвшимися одновременно преподавателями ИМТУ по дисциплинам «канализация», «отопление и вентиляция». Руководители приглашали своих лучших выпускников для проектирования и устройства отопления, канализации и вентиляции на заводах, в школах, больницах и частных домах по всей территории России. В частности, были исполнены заказы Московского университета, Музея изящных искусств, царского дворца в Ливадии. «Самостоятельные» инженеры обладали наивысшим статусом внутри инженерной профессии по таким признакам, как овладение рынком технических услуг, максимальная самооценка стоимости труда, монополия на экспертизу. Степень риска, особенно в первые годы, была велика. Но она компенсировалась другими преимуществами, прежде всего, монополией на экспертизу и высокой оплатой. Сопоставление списков выпускников ИМТУ за 1887 и 1912 гг. показало, что среди «самостоятельных» инженеров смены занятий и переходов на наемную работу почти не наблюдалось. Постоянная востребованность рынком давала существованию технических контор значительную устойчивость: накануне 1917 г. большинство из них существовало по 10—25 лет. Заключение. Карьера инженера в ХIХ — начале ХХ в.: профессиональные притязания и практика В начале ХХ в. наблюдалось перераспределение социального статуса внутри профессии. Статус частных, муниципальных и особенно «самостоятельных» инженеров постепенно сравнялся со статусом государственных служащих, и видимо, по отдельным параметрам превзошел его. Конкуренция внутри профессии росла. Данные о зарплате инженеров показывают, что на рубеже веков размер жалованья муниципальных инженеров догнал заработки государственных инженеров того же уровня и составлял от 1800 до 5000 руб. в год. В частном секторе экономики и особенно среди «самостоятельных» инженеров жалованье было выше. Высокая оплата инженерного труда в негосударственных структурах имела оборотную сторону медали, а именно, как правило, сопровождалась ненормированным рабочим днем. Частная жизнь инженера была подчинена профессиональной деятельности. Инженеры фактически не имели ежегодных 147 I. Наука и образование отпусков и могли взять отпуск только раз в несколько лет по причине необходимости лечения. Заключения врачей, содержащиеся в личных делах, свидетельствуют о том, что после 50-летнего возраста здоровье инженеров было серьезно подорвано. Наиболее частыми являлись диагнозы о неврологических и сердечно-сосудистых заболеваниях, являвшихся следствием многолетнего переутомления35. Возникновение профессии инженера в контексте самодержавного государства с жесткой сословно-иерархической структурой на длительном протяжении ХIХ в. обусловливало очень сильную степень бюрократизации данной профессии. В значительной степени это было связано с государственным характером высшего технического образования. Но уже в 1880-е гг. структура занятости инженеров начинает меняться. Технологический прогресс неизбежно стимулировал повышение уровня профессиональной компетенции, а это привело к эффекту академической самоценности инженерного знания. До указанного переломного времени путь к успешной карьере был возможен только один — в рамках модели «государственной реализации» профессиональных навыков. Эта модель осуществлялась на двух социальных уровнях — высшем и низшем. Высший уровень, или инженерная элита, рекрутировался из дворянства и чиновничества. Причем весьма существенной являлась прослойка потомственных инженеров36. Известны русские династии, насчитывавшие к началу ХХ в. по три поколения инженеров. Если представители инженерной элиты со времени учебы готовили себя к управлению и контролю, то представители низшего уровня инженерного корпуса реализовывали свои профессиональные знания в обыденной фабрично-заводской обстановке, часто собственноручно исполняя сложные технические операции. Эти лица рекрутировались из среды низкого социального статуса — непривилегированных городских сословий или сирот. Они повышали свой социальный статус, так же как и представители элитного слоя, в рамках модели «государственной реализации», но имели более низкие позиции начала и конца карьеры. Первые, едва заметные изменения в статусе профессии начались с вступлением Российской империи в стадию промышленной революции в 1850-х гг. Последующие тридцать лет были периодом дифференциации и специализации инженерного труда. Параллельно шло развитие учебных программ, что прежде всего выразилось в их типизации. Рост престижа инженерного знания и собственно профессии проявился в параметрах социального состава студентов. Исходный социальный статус перестает играть определяющую роль для карьеры. Экспертные функции профессионалов увеличиваются. Однако и до конца 1880-х гг., несмотря на неудержимый рост частной промышленности, модель «государственной реализации» оставалась очень привлекательной, прежде всего из-за минимального риска потери стабильного образа жизни. В частной же промышленности число инженеров было малым, не превышая 7—9%. 35 36 ЦГА г. Москвы. Ф. 179. Оп. 45 и 50 (личные дела инженеров). См.: Булгакова Л.A. Социальный статус инженера… С. 165. 148 Ульянова Г.Н. Развитие высшего технического образования и профессионализация инженеров... На рубеже 1880—1890-х гг. наступил новый этап в существовании инженерной профессии в России. Инженерный универсализм был сменен тенденцией специализации. Рынок приложения инженерного труда резко расширился. Кроме работы в государственных структурах, все большее значение приобретала служба в частных и муниципальных учреждениях. Для поступления туда на работу было необязательно, чтобы параметры анкеты того или иного инженера укладывались в прокрустово ложе представлений о политически благонадежном чиновнике и ответственным перед высшем начальством исполнителе. Соискатель мог не принадлежать к привилегированному сословию, этносу или конфессии. Это и предопределило интенсивный прилив в негосударственные структуры инженеров из низких социальных слоев. Одновременно повышение престижа самой профессии привлекло в нее, наряду с представителями низкого социального происхождения, титулованных аристократов, ищущих приемлемых путей адаптации к стремительно модернизирующемуся социально-экономическому порядку. Все это означало, что процесс профессионализации инженеров был тесно связан с вызреванием идеи об абсолютной ценности профессиональной компетенции и практическом воплощении этой идеи, выразившемся в повышении статуса инженера в изучаемый период. В русле процесса профессионализации, можно, на наш взгляд, рассматривать и проблему соотношения иностранных и отечественных специалистов. Значительное количество техников-профессионалов, как и техников-самозванцев, нахлынуло в Россию в 1860—1880-е гг., когда подготовка собственных инженерных кадров с высшим образованием еще переживала начальную стадию. Одновременно это был период подозрительного отношения к инженеру как специалисту — круг его занятий и обязанностей чаще всего находился за пределами понимания не только рабочих, но даже и высшего административного персонала предприятий. Таким образом, отечественный инженер, получивший европейского уровня образование, представлял собой конкурента как для инженеров-иностранцев, так и для работников управления старой формации. Тем не менее, стремительное промышленное развитие Российской империи сделало инженера чрезвычайно востребованной фигурой, что показывает значительный рост его социального и профессионального статуса. Возможности приложения инженерного труда в изучаемый период в России постоянно расширялись в связи с огромными технологическими изменениями в промышленности, на транспорте и в коммунальном благоустройстве. Таким образом, с изменением самого типа инженера, обогащением его духовной культуры и личностных параметров (включая сюда достоинство личности, выражавшееся прежде всего в отстаивании права на профессиональную экспертизу, как перед хозяином, так и перед средним техническим персоналом и рабочими) — менялась позиция инженера в социальной иерархии российского общества. Это было связано с ослаблением государственного контроля над профессией, с тем, что профессиональный modus vivendi российского инженера сближался с позицией западного инженера как лица «свободной профессии». 149 Таблица 1 Технические высшие учебные заведения* Учебное заведение Ведомство Отделения Число учащихся, принимаемых на 1-й курс** Длительность обучения Стоимость обучения в год 1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ МНП 1. Механическое 2. Химическое 1. 200—210 2. 60—75 Всего: 260—285 5 лет 75 рублей; 105 стипендий и 100 бесплатных мест 2) Харьков МНП 1. Механическое 2. Химическое Всего: 300 5 лет 50 рублей 3) Томск МНП 1. Механическое 2. Химическое 3. Инженерно-строительное 4. Горное 1. 120 2. 40 3. 60 4. 80 Всего: 300 5 лет 75 рублей; 50 казенных стипендий; 50 бесплатно 4) Московское техническое училище МНП 1. Механическое 2. Химическое 1. 60 2. 250 Всего: 310 5 лет 75 рублей; 50 стипендий; 50 бесплатно 2. ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЕ 5) Петербург МТП 1. Механическое 2. Инженерно-строительное 3. Металлургическое 4. Электромеханическое 5. Кораблестроительное (+ курсы воздухоплавания с 1911) 1—4. 160 5. 70 Всего: 710 1—4. 4 года. 100 рублей 5. 5 лет 6) Варшава MTП 1. Механическое 2. Химическое 3. Инженерно-строительное 4. Горное 1—2. 125 3. 75—100 4. 60—75 Всего: 385—485 4 года 100 рублей 7) Киев MTП 1. Механическое 2. Химическое 3. Инженерное Всего: 400 4 года 100 рублей I. Наука и образование 150 1) Петербург MTП 1. Механическое 2. Химическое 3. Горное 4. Мелиоративное 1. 30—60 2. 30—40 3. 30—60 4. 30—40 Всего: 120—200 4 года 100 рублей 9) Рига МНП 1. Механическое 2. Химическое 3. Строительное 4. Инженерное Всего: 500 5 лет 160 рублей (для уроженцев прибалтийских губ. — 150) 10) Петербург MTП 1. Горное 2. Заводское Всего: 150—200 4 года 100 рублей казенные стипендии 11) Екатеринослав MTП 1. Горное 2. Заводское Всего: 75 4 года 100 рублей 3. ГОРНЫЕ 4. ИНЖЕНЕРОВ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ 151 12) Петербург МПС Без отделений (общий курс) 170 5 лет 100 рублей 57 стипендий 20 бесплатно 13) Москва МПС то же 100 5 лет 100 рублей 14) Петербургский институт гражданских инженеров МВД 1. Инженерно-дорожное Всего: 120—180 2. Инженерно-санитарное (имелось архитектурное отделение) 5 лет (max. 8) 75 рублей 15) Петербургский электротехнический институт МВД 1. Электротехническое 2. Электрохимическое 5 лет 5. ПРОЧИЕ Всего: 80 50 рублей; 50 казенных стипендий Составлено по: Ди-Сеньи Н.К. Справочник о высших технических учебных заведениях на 1913 г. СПб., 1913; Воротинцев Н.И. Полный сборник правил приема и программ высших, средних и низших общеобразовательных специальных и профессиональных учебных заведений России, мужских и женских, правительственных и частных. [На 1915—1916 учеб. г.]. Сост. по последним офиц. сведениям Н.И. Воротинцев. Изд. 4-е. Пг., [1915]. ** Общее количество студентов дается при наличии данных в источниках. Сокращения: МВД — Министерство внутренних дел; МНП — Министерство народного просвещения; МПС — Министерство путей сообщения; МТП — Министерство торговли и промышленности. * Ульянова Г.Н. Развитие высшего технического образования и профессионализация инженеров... 8) Донской (в Новочеркасске) I. Наука и образование Таблица 2 Рост числа предприятий для прохождения практики студентами ИМТУ* Предприятия 1900 1902 1903 1905 1. Механические заводы, водопровод и канализация 21 Нет сведений 23 30 2. Частные бумагопрядильные и ткацкие фабрики 10 13 12 17 3. Химические заводы и красильные отделения текстильных фабрик 9 Нет сведений 20 35 4. Железные дороги (частные и государственные) Всего * Практика необязательная, сведений нет 40 Более 13 Более 55 Более 82 Использованы отчеты ИМТУ и ПТИ, содержащие указанные сведения. Количество студентов в крупнейших технических вузах* Технические вузы Таблица 3 Учебный год 1897/1898 1907/1908 I. Число технических вузов 1913/1914 11 13 15 6071 15982 23329 1. Московское техническое училище 11,8 13,1 11,4 2. Петербургский технологический институт 13,9 12,3 9,8 3. Харьковский технологический институт 10,6 7,0 6,4 5,9 12,5 8,7 5. Петербургский политехнический институт Нет 15,4 21,3 6. Рижский политехнический институт 22,2 10,4 8,9 II. Количество студентов (чел.) III. % студентов в крупнейших вузах от всего количества студентов по империи 4. Киевский политехнический институт 7. Петербургский институт инженеров путей сообщения 14,4 6,6 5,9 Всего 78,8 77,3 72,4 В прочих * 21,2 22,7 27,6 100% 100% 100% Источник: Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX — начале XX вв. М., 1991. С. 64—65. 152 Ульянова Г.Н. Развитие высшего технического образования и профессионализация инженеров... Таблица 4 Распределение студентов по оконченным учебным заведениям* Средние учебные заведения ИМТУ 1895 чел. 1900 % чел. 1905 чел. % 1896 % чел. 1904 чел. % % 1. Классическая гимназия 65 9,9 152 15,17 160 12,8 142 18,3 340 23,5 2. Реальное или техническое училище 497 75,4 659 65,77 835 66,7 538 69,3 906 62,7 3. Коммерческое училище 27 4,1 104 10,38 143 11,4 13 1,7 25 1,7 4. Кадетский корпус 20 3,0 29 2,89 22 1,75 22 2,8 51 3,5 5. Духовная семинария 12 1,8 16 1,6 33 2,6 7 1,1 7 0,7 22 31 4,7 35 3,49 659 100 1002 100 6. Прочие 7. Университеты и другие вузы Всего * ПТИ ок. 5—6% ок. 5—6% 1,75 20 2,6 39 2,7 38 3,0 41 5,3 85 5,9 1253 100 776 100 1446 100 Подсчитано по: Алфавитный список студентов ИМТУ за 1895—1896 академический год. М., 1895; Отчет ... ИМТУ за 1900 г. М., 1901; То же ... за 1905 г. М., 1906; Отчет по Санкт-Петербургскому практическому технологическому институту за 1896 г. СПб., 1896; То же ... за 1904 г. М., 1905. Таблица 5 Социальный состав студентов ИМТУ и ПТИ по статусу родителей* ИМТУ Статус родителей 1895 1900 1905 1910 1914 1896 1904 чел. % чел. % чел. % чел. % чел. % чел. % чел. % 227 190 199 105 15,9 124 12,4 107 8,5 25,6 234 16,2 2. Чиновничество 115 17,45 180 18,0 175 14,0 500 17,6 342 12,8 65 8,5 8,6 3. Купцы и почет- 144 ные граждане 21,85 258 25,7 321 25,6 599 21,1 539 20,2 81 10,4 219 15,1 4. Духовенство 3,2 1,8 2,1 2,1 2,7 2,5 2,2 1. Дворянство * ПТИ 21 18 5. Мещанство 152 и ремесленники 23,1 245 6. Крестьянство 48 7,3 7. Казачество 4 0,6 8. Иностранцы 26 58 8,0 71 33,0 850 7,1 19 31,9 170 124 32 24,4 349 27,9 936 21,9 345 72 7,2 141 11,3 400 14,1 456 17,1 63 8,1 139 9,6 6 0,6 17 1,3 35 1,2 30 1,1 — — — — 30 2,1 27 4,1 29 2,9 29 2,3 39 1,4 42 1,6 15 1,9 9. Прочие, вклю43 чая выпускников университетов 6,5 70 7,0 88 7,0 41 1,5 146 5,5 164 21,1 323 Всего 100 1002 100 2666 100 776 100 659 1253 100 2835 100 23,9 22,3 1446 100 Использованы отчеты ИМТУ и ПТИ, содержащие указанные сведения за соответствующие годы. 153 I. Наука и образование Таблица 6 Конфессиональный состав студентов ИМТУ и ПТИ* Вероисповедание 1. a) Православие b) Старообрядчество 2. Армяногригорианство 3. Католичество 4. Протестантизм: a) лютеранство и реформатство b) англиканство 5. Иудаизм 6. Караимизм, мусульманство и проч. Всего ИМТУ ПТИ 1895 1900 1905 1910 1914 1896 1904 чел. % чел. % чел. % чел. % чел. % чел. % чел. % 505 76,6 779 77,7 1005 80,2 а) и б) а) и б) 423 54,5 1038 71,8 1 0,15 24 2,4 31 2,5 3 0,4 5 0,3 2312 81,6 2192 82,2 20 3,0 24 2,4 33 2,65 62 2,2 40 1,5 31 4,0 54 3,7 61 9,3 75 7,5 63 5,0 104 3,6 75 2,8 238 30,6 185 12,8 39 5,9 47 4,7 59 4,75 104 3,6 192 7,2 44 5,7 72 5,0 1 3 0,2 8 0,3 5 0,2 23 9 0,15 Нет данных 3,5 46 4,6 1,4 7 0,7 51 8 4,1 0,6 239 6 8,5 0,2 154 8 5,8 0,3 Нет данных Нет данных 27 3,5 55 3,8 10 1,3 37 2,6 659 100 1253 100 2835 100 2666 100 776 1002 100 100 1446 100 * Использованы отчеты ИМТУ и ПТИ, содержащие указанные сведения за соответствующие годы. Как правило, православное вероисповедание соответствовало русской и украинской национальности; армяно-григорианское — армянской; римско-католическое — польской, французской, фламандской; лютеранское и реформатское — немецкой, шведской, финской; иудаистское — еврейской; магометанское — тюркским и иранским национальностям. Таблица 7 Темы дипломных спецпроектов студентов ИМТУ в 1900—1914 гг.* Тема 1. На звание инженера-механика: Технология металлов и дерева Технология волокнистых веществ Гидротехнические сооружения Строительная механика Электротехника Паровые и тепловые двигатели и установки Конструкции паровозов Всего 2. На звание инженера-технолога: Технология красильных веществ Технология питательных веществ Технология органических веществ Технология минеральных веществ Металлургия Технология писчебумажного дела Технология углеводов Всего * 1900 чел. % 1902 чел. % 1903 чел. % 1905 чел. % 49 18 11 20 — — 50 18,4 11,2 20,4 — — 25 19 8 21 18 14 23,8 18,1 7,6 20,0 17,2 13,3 32 22 5 9 14 13 33,7 23,2 5,2 9,5 14,7 13,7 25 29 5 23 20 34 17,1 19,9 3,4 15,8 13,7 23,3 — 98 — 100 — 105 — 100 — 95 — 100 10 146 6,8 100 2 3 2 4 — — — 11 18,2 27,3 18,2 36,3 — — — 100 1 4 1 2 — — — 8 12,5 50,0 12,5 25,0 — — — 100 6 10 5 3 2 — — 26 23,1 38,5 19,2 11,5 7,7 — — 100 13 14 3 1 7 2 — 40 32,5 35,0 7,5 2,5 17,5 5,0 — 100 1914 чел. % 61 29,5 18 27 12 18,5 12,8 5,7 91 43,5 209 100 6 3 6 5 2 — 11 33 18,2 9,1 18,2 15,1 6,1 — 33,3 100 Составлено по отчетам ИМТУ, содержащие указанные сведения за соответствующие годы. 154 Ульянова Г.Н. Развитие высшего технического образования и профессионализация инженеров... Сферы занятости инженеров, окончивших ИМТУ и ПТИ Сферы занятости ИМТУ 1887 чел. 1. Промышленность 329 % 1894 чел. % 54,1 403 50,2 а. Наемные инженеры на государственных и 221 частных предприятиях б. «Независимые» инженеры (ведут собствен- 83 ное дело) — заводы и фабрики (управляющие, инжене- 43 ры-механики) — имеют технические конторы 15 — торговые фирмы, в том числе, производя10 щие технические подряды — управляющие аграрными имениями 15 или недвижимостью в. Инженеры городского и земского хозяйства 25 ПТИ 1898 1894 чел. % чел. % 779 61,2 791 48,7 554 108 61 14 15 18 21 149 2. Железнодорожный транспорт 133 21,9 182 22,7 235 18,5 480 29,6 3. Правительственные технические чиновники (министерства, страховые компании, фабричная инспекция) 39 6,4 82 10,2 107 8,4 225 13,8 4. Педагогическая деятельность в высших и средних учебных заведениях 104 17,1 136 16,9 152 11,9 128 7,9 5. Сменили профессию Всего * Таблица 8 3 0,5 608 100 Нет данных 803 Нет данных 100 1273 100 Нет данных 1624 100 Подсчитано по: Списки лиц, окончивших курс в МТУ с обозначением рода их занятий. М., [1887]; То же. М., [1894]; То же. М., [1898]; То же. М., [1912].