Academia.edu no longer supports Internet Explorer.
To browse Academia.edu and the wider internet faster and more securely, please take a few seconds to upgrade your browser.
…
17 pages
1 file
В последнее время вырос интерес исследователей к музейному посетителю и его поведению. Однако для понимания сегодняшней ситуации необходим ретроспективный культурологический анализ роли музея в структуре повседневности советского гражданина. Для ответа на данный вопрос авторы решили обратиться к нетрадиционному для музеологов источнику – советской карикатуре. Предметом исследования авторов является образ музея в сатире и массовом сознании. Особое внимание уделено таким сюжетам, как изображение музейного сообщества, музею как метафоре, культуртрегерской функции музея. На основе контент-анализа визуальных и текстовых материалов советской эпохи, а также визуально-компаративного исследования иконографических сюжетов в статье впервые прослеживается образ советского музея и музейного посетителя в массовом сознании. В большинстве случаев эмоциональный градус изображения отечественного музея и музейного посетителя в советской карикатуре – это не жесткая сатира, а относительно мягкий и идеологически выдержанный юмор, нацеленный на пропаганду успехов социалистического культурного строительства, при том, что музеи – не самый частый гость на страницах «Крокодила». Временная динамика музейной и околомузейной карикатуры почти не прослеживается, небольшой всплеск интереса к музейной теме можно отметить только в 1970-е гг. По всей видимости, он связан с развитием внутреннего туризма и новым требованиям к музеям как части туристической сферы.
Based on the analysis of various Russian and foreign museum exhibitions, the article examines the experience of using humor in the museum space. The author evaluates the potential of using humor to enhance the quality of museum work, considers specifi c examples of the conceptual use of humor in museum exhibitions, and provides working schemes for museum designers and planners.The transition of museums from the educational and didactic model to the leisure and hedonistic one and their constant efforts to attract new visitors require all new instruments, one of which is humor. Today there are many museums and para-museums that work specifi cally with the topic of laughter and humour, however, in conventional museums, humour is still extremely rare. The global and Russian experience shows the prospects and multifunctional use of humor in the museum space. In the near future, a museum’s main strategic challeng- es will require the active using of humour not only in daily activities of the museum, but also in its exposition. Taking into account the cumulative socio-cultural effect of humor, it can become a trigger for global changes in the life of the museum.
Between Factory and Museum: Rhetoric for the Proletariat, 2023
В 1920-е годы в связи с процессом невероятно активного рекрутинга представителей трудящихся масс в новую пролетарскую литературу расцвел жанр «самоучителей», дающих доступ к азам литературного мастерства («Как писать романы» и «Как писать поэмы», «Как писать сценарии» и «Как писать пьесы»). Подавляющая часть такого рода продукции воспроизводила традиционный функционал риторики, задавая нормативные рамки и ценности литературного письма, приобщая трудящихся к популяризированным формам высокой культуры. Однако, внутри этого потока руководств можно выделить и анти-риторику нового типа, апеллирующую не столько к культурному образцу, сколько к производственному праксису самих рабочих, к технике их собственной рабочей профессии, которая должна была лечь в основу техники писательского ремесла. В определенной степени перипетии культурной революции можно описать именно как столкновение нескольких типов риторических (и анти-риторических) программ приобщения новых производителей культуры к технологиям ее производства, а судьбу этой революции — как победу одной из них, победу, предопределившую не только реставрацию прежних культурных форм, но и возвращение различных форм господства и подчинения, эксплуатации и доминирования.
Сперанский А.В. «Муза тоже там жила …»: литература и искусство Свердловска в годы Великой Отечественной войны // Вопросы истории. 2023. № 8-2. С. 26-39.
В статье дается развернутая характеристика культурных процессов, способствовавших мобилизации советского общества на борьбу против немецко-фашистской агрессии в годы Великой Отечественной войны. Отмечено, что в этот период в одном из крупнейших городов Урала Свердловске в результате сочетания местного духовного потенциала и эвакуированных культурных ценностей был сформирован успешно действовавший идейно-воспитательный центр. Сделан вывод, что творческая работа деятелей литературы и искусства в оборонно-патриотическом направлении активно содействовала объединению всех сил страны для разгрома врага. Ключевые слова: Великая Отечественная война, эвакуация, литература, театр, музейная работа, изобразительное искусство, кино, музыка, патриотизм. This article gives a detailed description of the cultural processes that contributed to the mobilization of Soviet society to fight against Nazi aggression during the Great Patriotic War. The author notes that during this period, a successful ideological and educational center was formed in Sverdlovsk, one of the largest cities in the Urals, as a result of a combination of local spiritual potential and evacuated cultural values. The article concludes that creative work of literary and artistic figures in the defense-patriotic direction actively contributed to the unification of all forces of the country to defeat the enemy. Keywords: Great Patriotic War, evacuation, literature, theatre, museum work, fine arts, cinema, music, patriotism.
Литературоведческий журнал, 2019
Аннотация. В аспекте исторической поэтики проанализировано развитие различных жанровых форм и жанрового содержания сатиры в творчестве А.Н. Радищева, И.А. Крылова, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя. Рассмотрены многосторонние переклички между их творчеством. Оспорено мнение о «публицистичности» русской сатиры XVIII в., показан ее паралитературный характер.
2020
This article is dedicated to specificity of using mannequins in the museum exhibitions. Emphasis is made on the nuances of selection and preparation of a museum mannequin from the perspective of anthropology, and primarily such aspects as anthropological correspondence and symbolic component that allow turning the mannequin from a technical element into a constituent part of exhibition, which would translate the elements of intangible cultural heritage. The goal this research consists in the analysis of potential risks associated with neglecting the specificity of mannequin as a constituent part of museum exhibition. Field materials acquired from modern exhibitions in Russian and foreign museums served as the source material for this work. The main research methods became he case study and comparative analysis. It is concluded that the choice of mannequins for exhibitions should be conducted with consideration of actual anthropometry of the historical and cultural groups; if the mannequin is not impersonalized, its phenotype should be close to its ethnic group. If the listed above is impossible, the best option lies in deanthropologization of the mannequin; otherwise, they devalue the artistic level of exhibition and worth of the originals. Static mannequins with evident anthropomorphic features are perceived rather negatively, especially in a direct visual contact. Mannequins are capable of retranslating multiple body techniques as the elements of intangible cultural heritage, and this aspect should not be neglected. Mannequins can also be used in exhibition scenography. Статья посвящена специфике использования манекенов в музейных экспозициях. Основной целью авторов было обратить внимание на нюансы выбора и подготовки музейного манекена с точки зрения музейной антропологии, и прежде всего на такие аспекты как антропологическое соответствие и символическую составляющую, которые позволяют превратить манекен из технического элемента в конструктивную деталь экспозиции, транслирующую элементы нематериального наследия. Помимо этого, целью статьи является анализ потенциальных рисков, связанных с игнорированием специфики манекена как конструктивной части музейной экспозиции. Основным источником исследования стали полевые материалы из современных экспозиций российских и зарубежных музеев. Ключевыми методами исследования стали метод кейс-стади и компаративный. По итогам исследования можно сделать следующие выводы. Подбор манекенов для экспозиций необходимо производить с учетом реальной антропометрии историко-культурных групп; а если манекен не обезличен, его фенотип должен быть близок своей этнической группе. Если вышеперечисленное невозможно, то оптимальным вариантом является деантропологизация манекенов. В противном случае они девальвируют художественный уровень экспозиции и ценность подлинников. Статичные манекены с выраженными антропоморфными чертами воспринимаются скорее негативно, особенно при прямом визуальном контакте. При помощи манекенов можно ретранслировать многие техники тела как элементы нематериального наследия, и этим нельзя пренебрегать. Кроме того, манекены могут применяться в экспозиционной сценографии.
2018
Socialist Realism and Ethnography: The Study and Representation of Soviet Contemporaneity in Ethnographic Museums in the 1930s Статья поднимает вопрос о влиянии социалистического реализма на практики изучения и репрезентации советской современности в этнографическом музее 1930-х гг. на примере Государственного музея этнографии в Ленинграде. Сопоставление музейной этнографии времен культурной революции и зрелого сталинизма позволяет выделить ряд признаков воздействия на нее эстетики соцреализма. В экспозиции был внедрен советский исторический нарратив, в ряде случаев приближенный к художественной биографии. Типичными объектами полевого изучения и выставочной репрезентации становились не «средние» районы, колхозы и люди, а «передовые» и «знатные». Авангардное художественное оформление экспозиций сменилось соцреалистическим, а обстановочные сцены с живописными задниками заняли положение конструктивной и смысловой доминанты выставок. Социалистическое строительство стали представлять не только бумажным плоскостным материалом (фотографиями, диаграммами, лозунгами и пр.) и производственными коллекциями, но и посредством живописи, графики, скульптуры и предметов народного декоративно-прикладного искусства. Процедура создания экспозиции, удовлетворяющей политическим запросам, подразумевала активное взаимодействие науки и идеологизированного искусства на всех этапах работы, от полевых исследований до выставочного монтажа. В итоге этнографы второй половины 1930-х гг. были вынуждены изучать не современность как таковую, а «ростки будущего в настоящем».
Marina Biryukova. Museum ekphrasis in the Russian prose of the 20th century//Studia Slavica Academiae Scientiarum Hungaricae, 62(1), pp., 2017
This paper offers an analysis of museum ekphrasis as a subgenre of ekphrasis, understood in literary studies as a description and interpretation of works of art in poetry and prose. Previously, the concept of museum ekphrasis has not been considered by researchers as the definition of an independent genre, while description of museum exposition and museum exhibits not only had been significantly represented in literature but often had the quality of hypertext. The author analyzes museum ekphrasis in the texts of A. Bitov, Y. Dombrowski, S. Dovlatov, A. Ivanov, K. Vaginov, and contemporary authors, where museum discourse is not limited to the description of real and imaginary museums but the museum represents the metaphysical projection of reality, or hypertext, symbolically associated with the cultural paradigm of the era.
2020
This article analyzes the institute of museum taboos. The relevance of this study is due to several factors, primarily the development of relationships between the museum and the visitor in the last three decades. The prohibitions also ināuence the shaping of professional ethics, and, consequently, the status of the profession. The main aim of this work was to show the ambiguity of the contemporary taboos in Russian museums and their impact on the functioning of the museum itself. The research was mainly based on a survey of museum employees and analysis of the systems of prohibitions in museums of the Russian Federation. The main conclusion of the research is as follows: the contemporary system of museum taboos was formed not only by attitude to the museum as a sacred space, but also by the culture of Soviet prohibitive practices. Part of the professional community is aware of the problems with the quantity and quality of prohibitions, however, in general, the discussion of prohibitions is taboo itself.
2018
Rudenko Serhii, Phd in Culturology (Cultural Studies), Doctor of science degree applicant, Kyiv National University of Culture and Arts Purpose of the article is to reveal the level of universality of media and communication theory of museum by M.Castelles. Methodology. Analysis of thinking, criticism, deductive logic. Scientific novelty. Integrative approach by Castelles is a significant component in theory of museum as unique medium. This theory is about capacity of museum to overcome hyper-autonomization of physic, subjective and objective world (according to Popper's three worlds). Conclusions. Universality of theory of media and communication of museum by M.Castelles depends on his paradoxical model of future. In this model development of communication facilities isolates people and groups one from another , so it will be difficult to get mutual understanding. But forecasts of Castelles have not come true yet. His article about museum was published in 2001-17 years ago and people still can understand one another. Castelles was the first among researchers of museum communication, who correctly used the McLuhan's formula «medium is a message». For Castelles museum collection is not a sense of museum communication. It is only a special device, which allows museum to influence the society the way other media cannot do. Thus, the universality of Castelles approach is rather more important, than his futurological conclusions. It consists of study of social transformational capacity of museum as a specific medium. Keywords: museum, Castelles, McLuhan, real virtuality, medium is a message, museum communication, museum as medium, medium and communication theory of museum, social and cultural use of museum, institutional specificity of museum, identity of museum. Культурологія Руденко С. Б. 22 УДК 008.001+008(091)+069+069.4 Руденко Сергій Борисович© кандидат культурології, докторант, Київський національний університет культури і мистецтв ORCID: 0000-0002-2319-1845 rudenkosb@ukr.net МУЗЕЙ ЯК ЗАСІБ РОЗВ'ЯЗАННЯ СОЦІАЛЬНО-КОМУНІКАЦІЙНИХ ПРОБЛЕМ Мета дослідження. З'ясувати рівень універсальності медійно-комунікативної теорії музею М. Кастельса. Методологія. Аналіз міркувань, критицизм, дедуктивна логіка. Наукова новизна. Інтеграційний підхід М. Кастельса є важливим компонентом теорії музею як унікального медіуму, що долає гіперавтономіза-цію фізичного, суб'єктивно-комунікаційного та об'єктивного світів (за К. Поппером). Висновки. Універсаль-ність теорії музею М. Кастельса цілком залежить від змодельованої ним парадоксальної ситуації майбутнього, коли розвиток медійно-комунікативних засобів утворить середовище в якому людям все важче буде порозумі-тися один із одним. Зазначимо, що такі прогнози Кастельса поки що (з часу публікації статті пройшло сімнад-цять років) не справдилися. М. Кастельс першим серед дослідників музейної комунікації точно застосував формулу М. Маклюена «medium is a message». Для Кастельса пам'ятки є не самоціллю музейної комунікації, а комунікативним засобом, який не є чимось факультативним щодо існуючих медіумів, а може виконувати ті функції, що іншими медіа не властиві. Таким чином, важливими є не так футурологічні висновки Кастельса, як універсальність його підходу, що полягає в дослідженні суспільно-трансформаційного потенціалу музею як особливого медіуму. Ключові слова: музей, Маклюен, Кастельс, реальна віртуальність, medium is a message, музейна кому-нікація, музей як медіум, медійно-комунікативна теорія музею, соціокультурне призначення музею, інституцій-на специфіка музею, ідентичність музею. Руденко Сергей Борисович, кандидат культурологии, докторант, Киевский национальный универси-тет культуры и искусств Музей как способ разрешения социально-коммуникативных проблем Цель исследования. Выяснить уровень универсальности медийно-коммуникативной теории музея М. Кастельса. Методология. Анализ размышлений, критицизм, дедуктивная логика. Научная новизна. Инте-грационный подход М. Кастельса является важным компонентом теории музея как уникального медиума, кото-рый способен преодолеть гиперавтономизацию физического, субъективно-коммункативного и объективного миров (согласно К. Попперу). Выводы. Универсальность теории музея М. Кастельса всецело зависит от смоде-лированной им парадоксальной ситуации будущего, когда развитие медийно-коммуникативных инструментов средств образует среду, в которой людям будет все труднее найти общий язык. Прогнозы Кастельса пока что не оправдались (со времени выхода его статьи прошло семнадцать лет). В то же время, необходимо отметить, что М. Кастельс первым среди исследователей музейной коммуникации точно применил формулу М. Маклюэна «medium is a message». Для Кастельса музейные предметы не являются самоцелью музейной коммуникации, а лишь коммуникативным средством, которое позволяет музею осуществлять на общество влияние, недостижи-мое для других медиа. Таким образом, важными являются не столько футурологические выводы Кастельса, сколько универсальность его подхода, которая состоит в исследовании общественно-трансформационного по-тенциала музея как специфического медиума. Ключевые слова: музей, Маклюэн, Кастельс, реальная виртуальность, medium is a message, музейная коммуникация, музей как медиум, медийно-коммуникативная теория музея, социокультурное назначение му-зея, институционная специфика музея, идентичность музея.