Academia.eduAcademia.edu
научная библиотека роДинЫ научная библиотека роДинЫ Иван Гринько, кандидат исторических наук; Анна Шевцова, доктор исторических наук «Ученым можешь ты не быть, но кандидатом стать обязан!» Как журнал «Крокодил» высмеивал «отдельные недостатки» советской науки К труду ученых в обществе всегда относились с изрядной долей иронии. Что в нынешнее время, что в со‑ ветский период… Хотя в 50‑х годах прошлого столетия социальный статус ученого по сравнению с 1920– 1930‑ми гг. кардинально изменился — профессия ученого стала одной из наиболее популярных 1 . Наука тогда была одним из главных предметов гордости советского правительства. При этом научное сообще‑ ство воспринималось властью с опаской: именно здесь рождалась внутренняя эмиграция или фронда по отношению к режиму2 . Поэтому над наукой позволялось шутить и критиковать ее недостатки, чтобы держать ученых под контролем. 2 3 4 Одним из мощных средств воздействия была сатира, в особенности жанр карикатуры. Жур‑ нал «Крокодил» был не столько сатирическим, сколько идеологическим изданием всесоюзно‑ го масштаба, поэтому изображения в нем мож‑ но с полным основанием считать официальным мнением советского руководства. Академик в ермолке и сотрудница с вышиванием Изобретатели самовара 1 130 РО Д И Н А май 2019 (номер пять) 5 В визуальных рядах «Крокодила» представи‑ тель науки, в подавляющем большинстве случа‑ ев, — мужчина, преклонных лет, в очках и ермол‑ ке, темном старомодном костюме с портфелем и множеством бумаг. Один из самых узнаваемых образов ученых — портрет яйцеголового очкари‑ ка из повести Н. Носова про Незнайку — создал знаменитый карикатурист и иллюстратор Генрих Вальк, активно сотрудничавший с «Крокодилом». Образ ученого в карикатуре традиционно оставался мужским, несмотря на то, что к кон‑ цу 1980‑х гг. численность женщин, занятых в на‑ учной сфере, составила более 40% от общего количества сотрудников. В 1937 г. среди канди‑ датов наук женщины составляли пятую часть, а среди докторов — десятую, уже к концу 1950‑х гг. показатели выросли в полтора раза, но дис‑ пропорция сохранялась 3 . Именно поэтому ка‑ рикатуристы часто изображали дам в науке как лаборанток, младших научных сотрудниц, хо‑ тя в праздничных мартовских выпусках журнала женщин‑ученых упоминали через запятую после доярок и матерей‑героинь. Нередко именно женские образы иллюстри‑ ровали бесполезность и ничегонеделание уче‑ ных — например, в сцене, где сотрудницы НИИ, зевая, «все вяжут шапочки для зим» посреди но‑ вейшей кибернетической техники [№1]. Их диа‑ лог, из которого ясно, что до конца рабочего дня осталось довязать «полрукава и спинку» — не вы‑ мысел карикатуристов, а факт, который при‑ знавали и сотрудники самих НИИ: «Работа была очень нормированная. Приезжать к 10 утра — и сидеть до 18.45. Рабочий день проходил в ча‑ ях, разговорах, причем очень редко по науч‑ ным проблемам. Чаще — по бытовым, семейным. Мы пытались что‑то читать, писать, — но, когда в одной комнате пять человек, звонит телефон — ну что тут можно сделать?»4 . У авторов «Крокодила» сюжеты, связанные с бесполезностью и имитацией научного знания, лидируют в визуальном ряде «научных» тем. С на‑ чала 1950‑х гг. они регулярно возникают на стра‑ ницах журнала: научные сотрудники увлеченно изобретают самовар [№2] или скрещивают зай‑ ца с черепахой в «НИИкому не нужно» [№3]. Подобные обвинения не были беспочвен‑ ными, особенно в гуманитарных науках: «Бала‑ бушевич взялся создать «коллективную моно‑ графию» под названием «Гегемония рабочего класса в революционном движении в Индии». Че‑ тыре года ему понадобилось и дирекции, чтобы понять, что никакой гегемонии рабочего класса в Индии не было…. Чем занимался Балабушевич эти четыре года, одному богу известно»5 . Из этих тем плавно вытекала и тема беспо‑ лезности ученого сообщества, которая часто пе‑ реплеталась и с темой его дармоедства. На этом фоне неудивительно, что в карикатурах при отче‑ те научного института из всех открытий упоми‑ наются только открытия филиалов [№4]. Главрепка и дятел докладодолбящий 6 Проблема раздутых штатов привлекала внима‑ ние карикатуристов постоянно [№5]. При этом ее вынуждены были признавать и сами ученые6 . Сложные научные структуры с избытком адми‑ нистративного персонала провоцировали из‑ лишнюю бюрократию. Ярким образом бюро‑ кратического абсурда в науке можно считать демонстрацию археологов, собирающихся найти «сверх плана одну гробницу с золотом, серебром и слоновой костью 5‑го века до н. эры!» [№6]. Помимо бесполезности исследовательской работы, не менее часто критике подвергалось и качество научной коммуникации. Символом РО Д И Н А май 2019 (номер пять) 131 научная библиотека роДинЫ научная библиотека роДинЫ критического отношения к научным докладам стала карикатура Бориса Ефимова «Дятел докла‑ додолбящий» [№7]. консультанты, референты и младшие научные сотрудники [№11]. Характерный пример — рису‑ нок М. Битного, где заведующий лабораторией с улыбкой говорит интеллигентному юному оч‑ карику: «Рано вам, молодой человек, писать кан‑ дидатскую диссертацию: напишите сначала мне докторскую!»9 Советская карикатура действительно вы‑ полняла свои общественные функции и показа‑ ла многие реальные проблемы советской науч‑ ной системы. Акцент традиционно делался не на высмеивание системы в целом, а на обличение отдельных человеческих недостатков. Но боль‑ шинство проблем скорее являлись симптомами, а реальные системные пороки (идеологический диктат, отсутствие свободы творчества, иерар‑ хичность, изолированность от мира, милитари‑ зация и секретность) по понятным причинам во‑ обще не попали в сферу интересов официальной карикатуры. Диссертомания Особенно удавалось отечественным карикату‑ ристам обыгрывать тягу к получению ученых степеней и званий с причитающимся пакетом со‑ циальных благ, а также тезис о том, что «ученым можешь ты не быть, но кандидатом стать обя‑ зан». Надбавка за ученую степень и оклад на но‑ вой должности могла качественно изменить уровень жизни: «Потом ты становился млад‑ шим научным сотрудником и получал уже 105 ру‑ блей. Это сильно увеличивало благосостояние. С «младшего научного» я «слезла» только после защиты кандидатской — в 1978 году. У кандидата было уже 175 рублей»7. Все это привело к тотальной охоте за сте‑ пенями, которая нашла отражение в карикату‑ ре: это и высосанный из пальца текст8; и «Дутыш псевдоученый» [№8], и «знаменитый подопыт‑ ный козел, с которого выдоили уже не одну дис‑ сертацию» [№9]. Расхожий образ — превраще‑ ние самой диссертации после защиты в мусор, пригодный только для детских игр [№10] или как гнет для засолки капусты. Плагиат в академической среде не был ред‑ костью и в советские годы: тема «соавторства» и плагиата — сквозная на протяжении всего по‑ слевоенного периода, ей посвящено не менее 15% научных сюжетов в сатирической печати. Иногда прямо показывалась традиция «диссер‑ тационных негров», когда молодой специалист вынужден работать на диссертацию начальника. Тему иерархичности науки затрагивают множе‑ ство изображений, где диссертацию раздувше‑ муся от важности чиновнику от науки пишут его 7 8 УТРАТА 1 2 3 4 Вайль П.Л., Генис А.А. Потерянный рай. Эмиграция: попытка автопортрета. Иерусалим, 1983. С. 36. Аронсон О.В. Богема: Опыт сообщества. М., 2002. 73 с. С. 13. Научные кадры СССР / Ред. В.Ж. Келле, С.А. Кугель М., 1991. Дубнова М., Дубнов А. Танки в Праге, Джоконда в Москве. Азарт и стыд семидесятых. М., 2007. С. 69. 10 9 11 Его автоматические ручки 5 6 7 8 9 «В России надо жить долго...»: памяти К.А. Антоновой (1910–2007). М., 2010. С. 129. «В России надо жить долго...». С. 131. Дубнова М., Дубнов А. Указ. соч. С. 54. Владимир Гальба. Карикатуры. Иллюстрации. Зарисовки. Шаржи. Альбом «Крокодила». Мастера советской карикатуры. М., 1971. «Крокодил». 1987. №18. Ушел с мостика... В апреле не стало А лександра Волнухина — создателя музеев в деревне Рясня Тверской области. Александр Яковлевич — бывший дирек‑ тор местного колхоза — сделал музей вице‑ад‑ мирала Владимира Корнилова: герой Крымской войны, изображенный на памятнике «Тысяче‑ летие России», родился здесь. Александр Яков‑ левич поставил ему памятник и в Рясне, собрал множество экспонатов, составил генеалогиче‑ ское древо и принимал в гостях школьников и ту‑ ристов. А еще — потомков Корнилова, живущих во Франции. — Они не смогли сдержать слез, увидев все это, — рассказывал он «Родине» (№ 9 за 2017 год). Многие тоже не могли сдержать слез, когда стало известно, что завершилась вахта Волнухи‑ на. Организовавшего еще и Музей сельской жиз‑ ни, придумавшего Корниловские чтения, вос‑ становившего захоронения рода Корниловых на деревенском кладбище... Теперь и он нашел там последний приют. Как сообщили «Родине» в администрации Ста‑ рицкого района Тверской области, пока при‑ сматривать за музеем станут сотрудники школы соседнего села Луковниково. В то же время, ве‑ дется поиск человека, который мог бы занимать‑ ся музеями постоянно. «Родина» следит за ситу‑ ацией. 132 РО Д И Н А май 2019 (номер пять) РО Д И Н А май 2019 (номер пять) 133