Целью моего выступления является необходимость обсуждения проекта тематической структуры предлагаемой постоянной экспозиции, посвященной одному из кремлевских монастырских ансамблей. Речь идет о древнем Вознесенском девичьем монастыре, и его царской усыпальнице, значение которых в истории России чрезвычайно значимо.

Николай Михайлович Карамзин назвал Кремль «местом великих исторических воспоминаний», а кремлевские некрополи - «святилища истории Российской».

Идея создания задуманной экспозиции, входящей составной частью в комплексную программу, включает обустройство современного некрополя царствующих особ и показ материалов, раскрывающих роль и значение Вознесенского монастыря в отечественной истории и культуре.

Реализацию этой программы обеспечат специалисты различных областей научных знаний: архитекторы, историки, искусствоведы, археологи, реставраторы, антропологи и криминалисты.

Осуществление проекта, на наш взгляд, восполнит существенный пробел в научной деятельности музея - отсутствие постоянной экспозиции о погибших, но значимых историко-архитектурных кремлевских ансамблях, о сохранившихся монастырских святынях, ныне являющихся частью фондового собрания музея.

Первоочередной задачей комплексной программы стало обустройство подземной палаты, принятие незамедлительных мер по спасению некрополя, где с 1929 г., по воле судьбы, находятся останки Великих московских княгинь и цариц. Аварийное состояние уникального историко-архитектурного памятника к. XV - первой половины XVII в. и обеспечение нормального температурно-влажностного режима продиктовало необходимость незамедлительного осуществления его реставрации. Проводимые работы предусматривали и научные изыскания с целью выявления архитектурно-художественной значимости этого древнего памятника и возможности его музеефикации (с ограничением доступа посетителей). Итоги научно-исследовательских и консервационно-реставрационных работ будут представлены Совету автором проекта архитектором Ириной Васильевной Калугиной, сотрудником Центральных научно-реставрационных проектных мастерских.

Сегодня мы можем с удовлетворением сообщить, что самая трудоемкая часть запланированных работ завершена. У нас появилась возможность включить в тематическую структуру музеефикации специальную тему «Подземная палата - уникальный памятник архитектуры к. XV - середины XVII вв.» с раскрытием и функционального использования этого помещения на протяжение его существования.

Предлагается еще одна тема «Средневековый обряд захоронения на Руси». Сохранившиеся белокаменные саркофаги, надгробные плиты - произведения эпиграфики и погребальные предметы из захоронений позволили провести в музее уникальные научные работы (не имевшие место ни в одном некрополе Европы) по специальной программе антропологического изучения костных останков, воспроизведение образов княгинь и цариц, реставрации и консервации погребальных предметов.

На эту тему выступят:

- кандидат исторических наук, археолог Татьяна Дмитриевна Панова,

- художник - реставратор высшей квалификации Наталья Павловна Синицына.

Проект тематической структуры, включает пять основных тем, раскрытие которых позволит реконструировать историко-художественную среду известного монастырского комплекса. Чрезвычайно важно подчеркнуть, что впервые музеям представилась возможность решить многоцелевую задачу: сохранение некрополя великих княгинь и цариц с возможностью экспозиционного показа исторической среды - Вознесенского девичьего монастыря, его святынь и реликвий, спасенных героическими усилиями музейных специалистов. Именно в этом мы усматриваем основной смысл и значение осуществления предстоящего проекта.

Тема, открывающая проект посвящена истории сложения архитектурного ансамбля, жизни и деятельности монастыря на протяжении пяти столетий и главному монастырскому храму Вознесения Господня как родовому некрополю женщин из царствующей семьи.

История строительства монастыря и его некрополя известны по летописным источникам и литературным трудам. Разноречивы и скупы летописные известия о точной дате основания монастыря. Так, Симеоновская летопись т.18, летопись по Воскресенскому списку, т.7, Патриаршая или Никоновская летопись, т.11,12 свидетельствуют: «Тое же весны 6915 (1407 г.) княгиня великая Евдокия Дмитриева заложи на Москве церковь камену святого Вознесения внутри города» и там же «того же лета, месяца июня в 7 день представися великая княгиня Евдокия Дмитрия Ивановича Донского в мнишеском чину и наречена бысть во иноцехъ Евфросиния и положена бысть в монастыре в церкви Вознесения Господня, иже сама заложила»

Везде традиционно упомянуто о св. Евфросинии - основательнице церкви Вознесения Господня. Вместе с тем, член Ученого совета Владимир Андреевич Кучкин, за что мы выражаем ему благодарность, обратил наше внимание и на другое свидетельство летописей (Тверская, т.4, Симеоновская, т.1, Патриаршая или Никоновская, т.11):

«Той же зимы г.6894 (1386г.) представися раб Божий Семен Яма и положен на Москве в монастыре святого Вознесения», что дает повод предполагать о вероятном существовании монастыря прежде, до закладки каменного храма 1407 г. С момента основания монастырь находился под покровительством княжеской, а затем и царской семьи. Символично, что обитель была местом пребывания государевых невест до вступления их в брак, в монастыре же принимали постриг Великие княжны и царицы, жены и дочери знатнейших боярских родов, находя здесь убежище для уединения и молитвы. Приходили в обитель поклониться праху умерших предков в дни памяти, получить благословение, отправляясь в дальний путь или на богомолье.

Историко-мемориальное значение этого архитектурного памятника состоит в том, что это изначально было особо чтимое сакральное пространство. Именно поэтому музей сегодня считает этот проект почетным и приоритетным.

Тему жизни и деятельности монастыря освещают описи монастырского имущества XVIII - XX вв. (1763, 1820, 1859, 1910), приходно-расходные книги и музейные документы. Они свидетельствуют о богатстве обители: подтверждают собственность монастыря на земельные владения и на крестьян, проживающих на них, о крупных денежных вкладах, о наличии в монастыре ризницы с драгоценной церковной утварью и дорогими одеждами.

Была в монастыре своя богатая библиотека. Монахини переписывали и переплетали книги. В собрании нашего музея, в фонде рукописных и старопечатных книг хранится более 30 изданий из библиотеки обители, в том числе с вкладными и владельческими знаками. Печатные книги носят богослужебный характер, есть и рукопись XIX в., написанная монахиней Александрой. В монастыре была школа церковной живописи и золотошвейная мастерская, устроено училище для юных девушек высшего сословия, где их воспитывали, обучали грамоте и различным рукоделиям.

По описям можно проследить и повседневную жизнь монастыря - ремонт и реконструкцию храмов и их интерьеров, поновление икон, пожертвование новых окладов, все виды работ проводимые в монастыре и на его подворьях.

Доминирующую роль в ансамбле монастырского архитектурного комплекса занимает соборный храм Вознесения Господня. По своему предназначению он был аналогом Архангельского собора Московского Кремля, который стал образцом для его архитектурного решения в XVI столетии.

Прародительская усыпальница была особо почитаемым местом традиционной заботы царствующих особ.

История храма и его художественных сокровищ скупо отмечена в летописях в монастырских документах и литературных трудах исследователей. Много сил и внимания этой теме уделил протоирей Александр Пшеничников, издавший на средства монастыря несколько книг о нем. Продолжили эту тему наши современники, среди них известные исследователи: Всеволод Петрович Выголов, Андрей Леонидович Баталов и др., изучавшие архитектуру монастырских зданий. Указанные авторы выделяют три основных этапа строительства главного монастырского храма-некрополя.

Первый - 1407-1467 гг.

Евфросиния Московская начала строительство храма в 1407 г., но ей не было суждено увидеть его завершение. Вскоре после закладки здания 7 июня того же года она скончалась и была погребена в недостроенном соборе. Текст ее жития, отражен в «Степенной книге» XVI в., в Милютинских четьях-минеях XVII в. Дальнейшее строительство храма продолжила ее невестка Софья Витовтовна (жена князя Василия I). При ней собор был возведен до сводов (остался недостроенным световой барабан с главой). В таком виде храм оставался до 1467 г., когда, великая княгиня Мария Ярославовна (вдова Василия II) завершила строительство храма. В 1467 г. собор был торжественно освящен митрополитом Филиппом.

Однако до наших дней древний собор не дошел. Во время одного из пожаров 1475 г. Вознесенский собор полностью выгорел и был разобран «ветхости ради».

Второй - 1518 г.

На фундаменте первого храма по повелению великого князя Василия III был построен новый каменный храм и освящен в 1520 г. митрополитом Варлаамом.

И, наконец, третий - 1588 г.

Собор был построен при царе Федоре Иоанновиче. В Пискаревском летописце говорится, что «повелением царя и великого князя Федора Иоанновича всея Руси поставлен храм камен на Москве в Кремле-городе, в девичьем монастыре у Вознесения, о пяти верхах, больше старого». Это летописное свидетельство полностью подтверждает записки архиепископа Елассонского Арсения, посетившего Москву в к. XVI - н. XVII вв. и сообщившего, что царь Федор «воздвиг великий храм Вознесения внутри Москвы, при котором имеется большой монастырь для многочисленных девственниц-монахинь, а внутри великого храма находятся гробы великих княгинь и цариц».

Размеры храмов построенных на протяжение XV - XVI вв. не совпадали, полностью менялось и их художественное убранство.

В последующие века собор сильно страдал во время пожаров и не раз поновлялся: при императоре Петре I, императрицах Анне Иоанновне и Елизавете Петровне. Однако, во время самого большого пожара 1737 г. в Московском Кремле и разорения его французами в 1812 г., Вознесенский Собор, к счастью, пострадал незначительно.

Такова историческая судьба строительства женского некрополя, выделенного отдельной строкой в тематической структуре.

Мы сочли необходимым специально выделить тему, которая затрагивает трагические страницы в летописи отечественной культуры, отразившиеся на судьбе Вознесенского монастыря после Октябрьской революции. Нашим современникам мало известно о погибших на рубеже 20 - 30-х гг. XX в. кремлевских обителях.

Деятелям культуры, не побоявшимся возвысить свой голос, воспрепятствовать актам вандализма, посвящена эта тема. Это долг памяти гражданскому подвигу музейных специалистов по спасению некрополя и бесценного монастырского собрания. Я позволю себе кратко напомнить драматическую историю тех лет.

С октября месяца 1918г. монастырь был закрыт. Монахини во главе с последней настоятельницей были выселены из Кремля и определены при церкви Лефортовской больницы. Спустя два месяца (в декабре того же года) решением Комиссии по изъятию монастырских ценностей главная чудотворная икона храма Вознесения Господня «Богоматерь Одигитрия» (поновленная в 1482 г. Дионисием) переносится в Крестовую (Мироваренную) палату Патриаршего дворца XVII в. (после ее передали в Государственный Исторический музей, а в 1930 г. - в Государственную Третьяковскую галерею).

В апреле 1929 г., по инициативе Коменданта Кремля Р.А. Петерсона, правительственная комиссия, в которую входили: К.Е. Ворошилов, В.В. Шмит, А.Е. Енукидзе, осмотрели здания Чудова и Вознесенского монастырей и постановили снести их, очистив место для строительства Военной Школы ВЦИК.

В эти трагические дни , известные российские деятели культуры и музейного дела, среди которых заведующий отделом «Памятники Кремля» Николай Николаевич Померанцев , архитектор Дмитрий Николаевич Сухов, главный хранитель Исторического музея А.В. Орешников , проявляя гражданское мужество, беззаветно борются за сохранение древнего архитектурного ансамбля Московского Кремля. Они обращаются в Главнауку Наркомпроса , ведавшего музеями и охраной памятников, к Наркому просвещения Анатолию Васильевичу Луначарскому, к Михаилу Ивановичу Калинину, к Коменданту Кремля Р.А. Петерсону , пытаясь остановить снос кремлевских обителей. Они сделали все от них зависящее для спасения этих уникальных памятников истории, культуры и искусства, но безрезультатно… Вознесенский монастырь, считавшийся в России первым среди женских монастырей, погиб в конце сентября - начале октября 1929г.

Предвидя подобный исход событий, Н.Н. Померанцев, стоявший во главе комиссии в составе Д.Н. Сухова, В.К. Клейна, А.В. Орешникова, В.Н. Иванова и других специалистов совершил беспримерный подвиг. Он добился выделения денежных средств и в кратчайшие сроки организовал архитектурные обмеры , фотофиксацию монастырских построек, обследование захоронений Великих княгинь и цариц и вывоз белокаменных саркофагов с останками в подземную палату южной пристройки Архангельского собора.

Именно этим людям мы обязаны спасением монастырских икон, архивных документов, памятников декоративно-прикладного искусства, бережно хранимых ныне в Музеях Кремля.

Особо хотелось бы остановится на сохранении иконостаса и древних икон (они подлежали уничтожению) собора Вознесения Господня.

Н.Н. Померанцев нашел для экспозиции большей части иконостаса место в соборе во имя Двенадцати Апостолов, а оставшиеся иконы разместил в фондах музея, которые в настоящее время недоступны для посетителей. Собор Двенадцати апостолов был меньшего размера, чем Вознесенский, поэтому иконостас целиком в него не вошел. Два его ряда и шесть икон, три - Праздничного ряда и три - Страстного ряда не экспонировались. Названные иконы в настоящее время отреставрированы и могут стать украшением обсуждаемой экспозиции.

Иконы датируются около 1679 г. и особо интересны тем, что свидетельствуют о связях и влиянии западноевропейской гравюры на русскую живопись того времени (образцами для них послужили гравированные листы Библии Пискатора).

Отметим самые значимые иконы Вознесенского монастыря, представленные в экспозициях и сохранившиеся в фондах музея .

В экспозиции Оружейной палаты выставлена одна из самых почитаемых в обители - икон икона-реликварий «Богоматерь Казанская» II пол. XVII в. На ее драгоценном окладе 1717 г. укреплен мощевик с власами и ризой Богоматери, привезенными из Константинополя.

В иконостасе Успенского собора находится икона «Богоматерь Владимирская» XVI в., вложенная в 1633 г. в Вознесенский монастырь княгиней Анной Трубецкой (эта вкладная моленная икона свидетельствует, что в русских домах, в семейных молельнях хранились древние памятники иконописи).

В фондовых собраниях музея хранится также особо почитаемая храмовая икона «Великомученица Екатерина», святая покровительница московского великокняжеского дома.

Один из основных разделов тематической структуры посвящен святым реликвиям, вкладам в Вознесенский девичий монастырь.

Строго соблюдая православную традицию поминовения усопших, русские князья и цари чтили память своих предков . Сохранились записи в " Книгах выходов русских царей и патриархов ", которые свидетельствуют, что службы в дни поминовения женщин из царской семьи совершались регулярно, на помин души делались драгоценные вклады.

В Музеях Кремля хранятся драгоценные вклады в монастырь царей: Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича. К сожалению, большая часть сокровищ монастыря, накопленная в течение пяти веков, утрачена безвозвратно. Вместе с тем, из собрания монастырской ризницы в музее сохранилось свыше 200 памятников истории и искусства. Это - литургическая утварь с вкладными надписями, напрестольные кресты с частицами мощей (так, никогда ранее не выставлялся запрестольный крест, состоящий из наперсных крестов-мощевиков, среди которых есть произведения XVI в.). В нашем Музее собран уникальный комплекс надгробных покровов, подвесных пелен, покровцов, церковных облачений из Вознесенского собора.

Представленные вместе, в одной экспозиции, они раскроют своеобразие, историческую и художественную значимость сокровищ некогда богатого и единого монастырского комплекса.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что монастыри Московского Кремля - это интересная тема многопрофильного историко-культурного анализа. Сегодня - это объект исследования широкого круга специалистов нашего музея.

Создание экспозиции, посвященной Вознесенскому монастырю, требует коллективного авторства, а использование в ней новейших научных изысканий обеспечит достойный уровень концептуальной подачи музейного материала.

Впереди предстоит большая работа по проектированию и реконструкции помещения южной пристройки Архангельского собора под музейную экспозицию, утверждение художественного проекта.

Выражаю благодарность коллегам, которые в процессе подготовки моего выступления помогали своими советами и консультациями. Особая благодарность Виктории Анатольевне Меняйло - кандидату искусствоведения , специалисту музея, которая долгие годы занималась собраниями икон этого известного монастырского комплекса.

вверх