Принято
на заседании
Педагогического
совета
от
«__» ______ 2021г.
Протокол
№
|
|
Утверждаю
заведующий
МБДОУ детский сад №164
Е.А.
Яркина
Приказ № _____
от
«__» _______ 2021г.
|
Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова –
на – Дону
«Детский сад №164»
Рабочая
программа
на 2021-2022
учебный год по развитию речи,
разработанная на основе
инновационной программы
дошкольного
образования «От рождения до школы»
под ред. Н.Е.
Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.
Для детей 6-7 лет.
Авторы -
составители:
Воспитатели старше -
подготовительной группы №4
Дегтярева
С. Г.
Сокол С.В.
Ростов – на – Дону
2021г.
1.Пояснительная
записка
Программа разработана в
соответствии с:
•
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
• приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам дошкольного образования»;
•
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября
2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования»;
•
Постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи» (СанПиН
2.4.3648-20).
Данная
программа направлена на достижение целей овладения конструктивными
способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение
следующих целей и задач:
Направление
«Речевое развитие».
Раздел
Развитие речи.
Цели
Развитие
свободного общения с взрослыми и детьми
Развитие
всех компонентов устной
речи,
практическое овладение нормами речи
Задачи
Приучать детей - будущих
школьников - проявлять инициативу с целью получения новых
знаний. Совершенствовать речь как средство общения.
Закреплять умения подбирать наглядные материалы для
самостоятельного
восприятия с последующим их обсуждением с воспитателем и сверстниками.
Развивать построение
высказывания, учить высказывать предположения и делать простейшие
выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Продолжать формировать
умение отстаивать свою точку зрения.
Помогать осваивать формы
речевого этикета.
Продолжать развивать умение
содержательно, эмоционально рассказывать сверстникам об интересных
фактах и событиях.
Приучать детей к
самостоятельности суждений.
Формирование
словаря
Продолжать
работу по обогащению бытового, природоведческого,
обществоведческого словаря.
Побуждать
детей интересоваться смыслом слов. Совершенствовать
умение использовать разные части речи в точном соответствии с их
значением и целью высказывания.
Звуковая культура
речи
Совершенствовать
умение различать на слух и в произношении все
звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: развивать умение внятно и
отчётливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
Совершенствовать
фонематический слух: учить называть слова
с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять
место звука в слове. Отрабатывать интонационную выразительность речи. Грамматический
строй речи
Продолжать
упражнять детей в согласовании слов в предложении.
Совершенствовать умение
образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с
суффиксами,
глаголы
с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
Закреплять
умения правильно строить сложноподчиненные предложения,
использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, если,
если бы и т.д.).
Связная речь
Продолжать
совершенствовать диалогическую и монологическую
формы речи.
Формировать
умение вести диалог с воспитателем, со сверстником;
быть доброжелательным и корректным собеседником.
Продолжать воспитывать
культуру речевого общения.
Развивать
умение содержательно и выразительно пересказывать
литературные тексты, драматизировать их.
Совершенствовать умение
составлять рассказы о предметах,
о содержании
картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием.
Закреплять
умение составлять план рассказа и придерживаться
его.
Развивать умение
составлять рассказы из личного опыта.
Продолжать
совершенствовать умение сочинять короткие сказки
на заданную тему.
Подготовка к
обучению грамоте
Дать
представления о предложении (без
грамматического определения).
Упражнять
в составлении предложений, членении простых предложений
(без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.
Формировать
умение делить двусложные и трехсложные слова с
открытыми слогами на части.
Учить составлять
слова из слогов (устно).
Учить выделять
последовательность звуков в простых словах.
Принципы:
·
принцип
развивающего обучения;
·
принцип
научной обоснованности и практической применимости;
·
принцип
полноты, необходимости и достаточности;
·
принцип
единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса
образования детей дошкольного возраста;
·
принцип
интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями
и особенностями детей;
·
построение
образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми
Формы
работы с детьми:
·
Непосредственно
образовательная деятельность (занятия);
- Совместная деятельность с
взрослым, осуществляемая в процессе организации различных видов детской
деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой,
познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной,
чтения и др.).
·
Самостоятельная
деятельность детей.
Организационные
условия
Количество НОД
(занятий)
|
Итого, в год
|
|
|
|
В неделю
|
В месяц
|
|
|
|
|
2
|
8
|
72
|
|
|
|
1 час
|
4 часа
|
36 часов
|
|
|
|
Продолжительность
НОД для детей подготовительной группы составляет 30 мин. в соответствии с
СанПин 2.4.1.3049-13. В середине НОД проводится физкультминутка.
Занятия проводятся по подгруппам,
фронтально, индивидуально.
совместной
деятельности проводится:
·
просмотр
и обсуждение мультфильмов,
видеофильмов, телепередач;
· чтение и
обсуждение программных
произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение
познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;
· беседы социально-нравственного
содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных
фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные
разговоры с детьми;
·
наблюдения
за
трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные
наблюдения;
· изготовление
предметов
для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание
макетов, коллекций и их оформление, изготовление украшений для группового
помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования;
·
проектная
деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование,
конструирование;
·
оформление
тематических
выставок (по временам года, настроению и др.), выставок
детского творчества, уголков природы;
·
викторины,
сочинение
загадок;
· рассматривание
и обсуждение предметных
и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам,
игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов
быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного,
изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности и
т.д.
Условия реализации
Деятельность
детей в развивающих центрах в группе: «Центр книги», «Центр Театра», «Центр
игры», «Центр познания» и др.
Раздаточный
материал: Картинки
с изображением различных предметов, набор сюжетных картинок,
набор картинок с изображением профессий и т.д., предметы-заместители, схемы,
модели.
Демонстрационный
материал: Иллюстрации,
репродукции картин для бесед с детьми. Детские энциклопедии и
познавательная художественная детская литература, энциклопедии.
Дидактические,
настольно-печатные игры разнообразной тематики и содержания, ежедневное чтение
сказок, рассказов, стихов; самостоятельное рассматривание детьми книг.
ИКТ: мультимедийные
презентации, компьютерные развивающие игры по речевому развитию,
развитию познавательных способностей, интерактивное оборудование.
Прогнозируемые
результаты
Ребенок
пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения; составляет
по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным
развитием действия.
Употребляет в речи синонимы, антонимы,
сложные предложения разных видов. Различает понятия «звук», «слог», «слово»,
«предложение». Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги
в словах. Находит в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука
в слове.
Проведение
контрольных мероприятий
- Мониторинг освоения
образовательной программы проводится 2 раза в год.
- Мониторинг проводится в
совместной деятельности на основе наблюдения, анализа продуктов детской
деятельности и критериальных диагностических методик, рекомендованных по инновационной
программе «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М.
Дорофеева), реализуемой в ДОУ.
2 . Содержание
Дата
|
Тема
|
Часы
|
Примечание
|
|
Подготовишки
|
30 мин
|
|
|
Летние
истории (каникулы)
|
30 мин
|
|
|
Звуковая
культура речи (проверочное)
|
30 мин
|
|
|
Лексико-грамматические
упражнения
|
30 мин
|
|
|
Для чего
нужны стихи?
|
30 мин
|
|
|
Пересказ
сказки «Как осел петь перестал»
|
30 мин
|
|
|
Работа с
сюжетной картинкой.
|
30 мин
|
|
|
Беседа о
А.С. Пушкине
|
30 мин
|
|
|
Лексико-грамматические
упражнения
|
30 мин
|
|
|
Заучивание
стихотворения А.Фета «Ласточки пропали»
|
30 мин
|
|
|
Звуковая
культура речи. Подготовка к обучению грамоте.
|
30 мин
|
|
|
Русские
народные сказки
|
30 мин
|
|
|
Вот
такая история!
|
30 мин
|
|
|
Чтение
сказки А.Ремизова «Хлебный колос»
|
30 мин
|
|
|
На
лесной полянке
|
30 мин
|
|
|
Небылицы
перевертыши
|
30 мин
|
|
|
Сегодня
так светло кругом!
|
30 мин
|
|
|
Осенние
мотивы
|
30 мин
|
|
|
Звуковая
культура речи
|
30 мин
|
|
|
Пересказ
рассказа В.Сухомлинского «Яблоко и рассвет»
|
30 мин
|
|
|
Лексические
игры и упражнения
|
30 мин
|
|
|
Чтение
сказки К.Паустовского «Теплый хлеб»
|
30 мин
|
|
|
Подводный
мир
|
30 мин
|
|
|
Первый
снег. Заучивание наизусть стихотворения А.Фета
|
30 мин
|
|
|
«Мама! Глянь-ка из окошка.»
|
|
|
|
Лексические
игры
|
30 мин
|
|
|
Работа с
иллюстрированными изданиями сказок
|
30 мин
|
|
|
Звуковая
культура речи
|
30 мин
|
|
|
Чтение
рассказа Л.Толстого «Прыжок»
|
30 мин
|
|
|
Тяпа и
Топ сварили компот
|
30 мин
|
|
|
Чтение
сказки К. Ушинского «Слепая лошадь».
|
30 мин
|
|
|
Лексические
игры и упражнения
|
30 мин
|
|
|
Повторение
стихотворения С.Маршака «Тает месяц
|
30 мин
|
|
|
молодой»
|
|
|
|
Новогодние
встречи
|
30 мин
|
|
|
Произведения
Н.Носова
|
30 мин
|
|
|
Работа
по сюжетной картине
|
30 мин
|
*
|
|
Творческие
рассказы детей
|
30 мин
|
|
|
Здравствуй,
гостья -зима!
|
30 мин
|
|
|
Лексические
игры и упражнения
|
30 мин
|
|
|
Чтение
сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев»
|
30 мин
|
|
|
Чтение
русской народной сказки «Никита Кожемяка»
|
30 мин
|
|
|
Звуковая
культура речи
|
30 мин
|
|
|
Работа
по сюжетной картинке
|
30 мин
|
|
|
Чтение
былины «Илья Муромец и соловей разбойник»
|
30 мин
|
|
|
Лексические
игры и упражнения
|
30 мин
|
|
|
Пересказ
рассказа В.Бианки «Музыкант»
|
30 мин
|
|
|
Чтение
рассказа Е.Воробьева «Обрывок провода»
|
30 мин
|
|
|
Повторение
пройденного материала
|
30 мин
|
|
|
Чтение
былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»
|
30 мин
|
|
|
Звуковая
культура речи. Подготовка к обучению грамоте
|
30 мин
|
|
|
Чтение
рассказа В.Даля «Старик –годовик»
|
30 мин
|
|
|
Заучивание
стихотворения П.Соловьева «Ночь и день»
|
30 мин
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.