(Р. В. Комарова) История гончарной кустарно-промысловой школы в селе макаров яр

УДК 738

Среди многих проблем современного народного искусства проблемы традиций едва ли не самые существенные и сложные. Они вызывают многолетние споры, временами переходящие в организованные дискуссии. Однако и сегодня эту тему нельзя считать исчерпанной; скорее, наоборот, чем дальше идет развитие народного искусства, тем большую актуальность она приобретает. Причем актуальность не только теоретического характера, но в еще большей мере практического, связанного с повседневной жизнью современных народных художественных промыслов. В современном мире наблюдаются существенные изменения жизнедеятельности обществ и культур: одни слагаемые их функционирования уже исчезли, значение других угасает, роль третьих так или иначе трансформируется. На рубеже XX – XXI вв., когда наблюдаются те же тенденции, связанные с гончарным промыслом и его ролью в народной культуре, важно обратиться к осмыслению имеющихся сведений, чтобы сберечь для истории информацию об уникальной традиции, необходимую для анализа возможных форм ее дальнейшего существования. Актуальность данного исследования состоит в том, что сохранение региональных художественных особенностей продукции народных промыслов, ее неповторимость рассматриваются в неразрывной связи с этнографическими особенностями края, с конкретными условиями исторического и экономического развития, сложившимися формами организации творчества, характером протекания культурных процессов в конкретный исторический период.

Целью статьи является исследование и анализ деятельности кустарно-промысловой школы в селе Макаров Яр, учебно-ремесленных мастерских в деле развития гончарного промысла края.

В задачи исследования входит  анализ, систематизация и обобщение значительного объема разнообразной информации по истории Макарово-Яровского центра гончарного производства, материалов по истории создания и развития кустарно-промысловой школы в данном центре, по технологии изготовления керамических изделий, систематизация изделий и другие вопросы, поясняющие роль и значение Макарово-Яровской гончарной кустарно-промысловой школы в культуре народа.

Объект исследования – гончарный промысел села Макаров Яр и его роль в развитии народной культуры края.

Предмет исследования – гончарно-промысловая школа в селе Макаров Яр, история ее создания и развития.

Методологической основой исследования являются принципы объективности и историзма, позволяющие проследить эволюцию развития гончарного промысла и кустарно-промысловой школы в селе Макаров Яр Старобельского уезда Екатеринославской губернии, показать своеобразие этой формы производства и ее роли в социальной и хозяйственной жизни региона. Аналитическая часть работы основана на использовании традиционных и апробированных методов. Среди них особую значимость представляют возможности сравнительно-исторического, статистического, проблемно-хронологического методов, метода систематизации и принципа исторического моделирования. Выводы исследования опираются на результаты анализа обширного конкретно-исторического материала.

Гончарство не обойдено вниманием исследователей. Ему посвящены монографии, материалы по данной теме представлены не только в журналах и сборниках научных статей, но и в специальных серийных изданиях. Такие публикации начали появляться уже в конце XIX в. Особенно активно исследования проводились статистами, историками, этнографами, экономистами на территории Левобережной Украины в конце ХІХ века. Большинство материалов сообщают сведения по отдельным аспектам этого явления культуры, дают характеристики данного промысла в тех или иных центрах гончарного производства или в регионах и содержат материалы, относящиеся к середине – второй половине XX в. Вместе с тем коллекционные собрания керамики многих музеев являются уникальными по охвату материалов, что делает их важным источником для изучения истории и технологии гончарного промысла. Тот факт, что сбор этих коллекций производили этнографы, определил высокий уровень документирования материалов, содержащегося в полевых записях собирателей, в коллекционных описях и т. п. – с подробным изложением сведений о сырье, инструментарии, технологическом процессе, с фиксацией последнего изобразительными средствами – фотографиями, зарисовками; с обстоятельными описаниями различных видов изделий, порядка организации их сбыта, персоналий выдающихся мастеров и многого другого.

Крупный вклад в этнографическое изучение украинской керамики внес А. Н. Пошивайло. В его фундаментальном исследовании «Этнография украинского гончарства Левобережной Украины» [6], помимо подробного анализа различных аспектов технологии изготовления посуды и других изделий из глины, рассматриваются мифологические аспекты традиции гончарства (глина в традиционно-бытовой культуре, соответствующие представления о гончарах), профессиональная обрядность гончаров и их домашний быт.

Крупнейший гончарный центр Славяносербского уезда Екатеринославской губернии – село Макаров Яр долгие годы не было объектом комплексного научного этнологического исследования. Некоторые сведения о развитии данного промысла можно было встретить в изданиях, посвященных истории края или истории гончарства в целом [3; 6].

Лишь в начале ХХІ века в научных изданиях было опубликовано несколько статей, которые раскрывали некоторые аспекты данного вопроса. Так, в 2001 году увидела свет статья научного сотрудника Луганского краеведческого музея Н. Каплун «Гончарство на Луганщине (к. ХІХ – нач. ХХ в.)», в которой автор характеризует макарово-яровское гончарство.

К изучению истории гончарной кустарно-промысловой школы в селе Макаров Яр обращалось немало исследователей. В 1959 году львовский керамолог Юрий Лащук впервые вводит в обращение архивные документы, свидетельствующие о существовании Макарово-Яровской кустарно-промысловой школы. Позже еще один львовский ученый, керамолог Ростислав Шмагайло останавливается на изучении некоторых периодов существования школы. Научный сотрудник Института керамологии Людмила Метка в своей статье также упоминает о кустарно-промысловой школе, отмечая некоторые мероприятия Славяносербского уездного земства, касающиеся развития гончарного промысла.

В статье «К истории гончарного помысла села Макаров Яр» [2] научные сотрудники Луганского краеведческого музея Н. Каплун и Н. Смилянская на основе экспозиции музея кратко осветили деятельность Макарово-Яровской кустарно-промысловой школы, дали описание работ учеников и преподавателей. В ней авторы не только освещали особенности исторического развития гончарства в селе Макаров Яр, а и частично проанализировали деятельность Славяносербского уездного земства, направленную на развитие промысла.

В 2008 году ученый Олесь Пошивайло в своей книге «Гончарное величие и трагедия Макарова Яра периода Расстрелянного Возрождения»  представляет внимаю читателя детальный анализ существующих упоминаний о гончарной кустарно-промысловой школе в селе Макаров Яр. Автор указывает на ошибки вышеупомянутых исследователей, аргументируя проверенными фактами. Монография Олеся Пошивайла стала первой книгой, составившей  трехтомник «Гончарный сдвиг Донбасса» [5].

Вторая книга трилогии – монография Людмилы Овчаренко «Макарово-яровский центр гончарного образования на Украине» [4] является первой в Украине монографией, целиком посвященной одному гончарному учебному заведению, а именно кустарно-промысловой школе в селе Макаров Яр. Здесь приведено много архивных данных о деятельности школы и ее директора Павла Дубинского, фотографии ее учеников и их работ, а также впервые предоставлены полевые материалы Людмилы Овчаренко.

Третья книга – «Гончарство Макарова Яра конца ХІХ – середины ХХ века: документы и материалы» [1] – содержит полнейший на момент публикации комплект полевых, архивных и вещественных материалов по гончарному центру Макаров Яр и деятельности Макарово-Яровской школы. Эта книга является своеобразной документальной основой для двух предшествующих изданий.

На Руси гончарное ремесло зародилось еще в доисторическую эпоху и при раскопках археологи до сих пор находят различные горшки, кувшины, миски, корчаги и другую утварь, слепленную вручную. Постепенно качество улучшалось, разрабатывались новые техники, появлялись новые инструменты. Росла коммерческая необходимость в керамических изделиях. В средние века гончарство было самым почетным и важным промыслом, который постоянно развивался и совершенствовался. Появилось множество гончарных мастерских, имеющих свое «фирменное» клеймо. Изделия каждой мастерской отличались друг от друга по форме, размерам, технологии обжига.

Изначально основными гончарными изделиями были и остаются предметы быта, посуда, утварь. Это различные крынки, горшки, кружки, кувшины, вазы и супницы. Но гончары не ограничивались только бытовыми предметами. Из остатков глины лепились свистульки, игрушки в виде причудливых зверей, птиц и людей. Позднее появились сувениры для украшения быта – панно, скульптуры, вазы, подсвечники и многое другое. Особое место гончарного промысла в культуре народа обусловило то, что он привлек к себе внимание уже во второй половине XIX столетия. Земства, обозревавшие состояние промыслов в каждой из губерний России и составлявшие по ним статистические отчеты, не могли обойти его вниманием. Правда, в подобных отчетах содержались предельно скупые данные, практически информативные для историко-этнографических исследований. На рубеже XIX – XX вв. стали появляться описания отдельных центров промысла, в которых содержались сведения и характеристики этнографического плана.

В конце ХIХ – начале ХХ века Макаров Яр являлся одним из крупнейших центров гончарного промысла на территории современной Луганщины. Обусловливалось это высоким качеством глин данной местности. «Глина пригодна для выделки ценной посуды, а песок пригоден для приготовления глазурных составов» [4, с. 49]. Такое заключение сделал приглашенный профессор Соколов из Санкт-Петербурга. Познакомившись с местными гончарами, он помог наладить производство и роспись качественных гончарных изделий. Исследователи отмечают, что на тот момент гончарство в селе было основным источником существования для большинства живущих в нем семей. Крестьяне имели дополнительный доход, так как возили свои изделия на ярмарки: в Луганск, Таганрог, Ростов, Каменскую и Митякинскую станицы. По данным переписи 1885 года, в селе было 300 дворов, в которых жило 239 гончаров. За сезон они делали до 100 тысяч штук известной на всю округу посуды.

Интенсивное развитие техники в начале XX века, сделавшего машину главным источником потребительских товаров, обрекало гончарную продукцию на вторичную роль в процессе создания материальных благ, что привело к возникновению ряда совершенно новых проблем. Изменения предметного окружения, в котором изделия ремесленного производства все чаще вытеснялись массовой продукцией фабрик, создало угрозу спада интереса к гончарному промыслу. Сложилась ситуация, когда гончарный промысел, существовавший многие годы, оказывался под угрозой полного разорения. Славяносербское уездное земство взялось за поддержку кустарей. Славяносербской уездной земской управой в 1910 году слушался доклад об улучшении гончарного производства в селе Макаров Яр [7].

Образованию гончарной кустарно-промысловой школы в селе Макаров Яр предшествовал целый ряд мер по улучшению гончарного производства. В 1909 году в село был приглашен мастер с Полтавщины – гончар Иван Чирвенко. Он был призван научить местных гончаров изготавливать глазурированную (поливную) посуду. Это значительно бы подняло ее ценность. Четырехмесячное пребывание в Макаровом Яре мастера И. Чирвенка не дало ожидаемых результатов. Наиболее способным его учеником оказался Макарово-Яровский гончар Семен Зверяка. «Значительная часть гончаров Макарова Яра, хотя и не усвоили новых приемов, но поняли, что из имеющихся у них глин можно изготовить лучшую посуду и интерес к производству у них сильно увеличился» [4, с. 475].

Славяносербское уездное земство продолжало свою деятельность направленную на поддержку местного гончарства. Земские деятели осознавали значимость гончарного кустарного промысла для экономики уезда. Однако, организация выставок, приглашение инструкторов, сотрудничество с Миргородской художественно-промысловой школой им. Н. В. Гоголя не давало ожидаемых результатов. Поэтому возникла идея открытия  в селе гончарной мастерской, которая бы объединила работу отдельных гончаров и дала возможность обучать ремеслу учеников. Первая мировая война и насыщенные исторические события эпохи прекратили все начинания Славяносербского земства. Однако деятельность его была не бесплодной, гончары Макарова Яра все же освоили новую технологию производства поливной посуды.

1920-е годы учеными единогласно характеризуются как упадочные для гончарного промысла. Резко уменьшилось количество гончаров и гончарных изделий на селе. В условиях роста фабричного производства возникала угроза исчезновения гончарства. Было принято решение по созданию гончарной кустарно-промысловой школы в селе Макаров Яр.

В 1927 году гончарная кустарно-промысловая школа начала свою работу. История школы Макарова Яра сохранилась благодаря воспоминаниям, написанными ее ученицами, – сестрами Лидией Петровной и Александрой Петровной Трегубовыми.

Директором школы был Павел Андреевич Дубинский. Он был родом из села Алтыновка Кролевецкого уезда Черниговской губернии. А. П. Трегубова вспоминала о нем, как об очень одаренном человеке, высокообразованном, вежливом,  талантливом мастере [2, с. 55]. Людмила Овчаренко пишет о том, что Павел Дубинский являлся воспитанником Миргородской художественно-промышленной школы им. Н. В. Гоголя, которую  закончил в 1914 году. Там он познакомился со своей будущей женой Валентиной Васильевой и уже в 1916 году они поженились. После окончания Миргородской гончарной школы Павел получил специальность художника-технолога в сфере керамики. В 1917 году он возглавил Полтавскую деревообрабатывающую мастерскую. В начале 1920 годов Павел Дубинский занимал должность инспектора учебных заведений Алтыновского волостного исполкома Кролевецкого уезда Черниговской губернии. В 1925 году был уполномоченным организатором от Глуховской инспектуры народного образования по делу основания «Новгород-Северской профессионально-технической сельского строительства школы с керамическим уклоном и учебными при ней мастерскими с огнеустойчивого сельского строительства» [4, с. 70]. Точных сведений об открытии этой школы пока не найдено. Есть предположения, что ее возглавил Павел Дубинский.

В 1927 году семья Дубинских  оказывается в Макаровом Яре, где Павел Андреевич становится директором кустарно-промысловой школы. Источником ее финансирования являлся местный и государственный бюджет. Фактически школу без должного материально-технического обеспечения открыли в конце ноября 1927 года. Занятия же начались 15 января 1928 года, поэтому для первого курса был добавлен еще один триместр обучения. Параллельно шло строительство учебных мастерских и здания гончарной школы. Несвоевременное поступление средств на приобретение и установку специального оборудования усложняло функционирование школы [Там же, с. 42].

1928 – 1929 гг. можно отнести к периоду формирования материально-технической базы школы. Постепенно расширялся и ее педагогический состав. Привлечь в сельскую местность квалифицированных специалистов из городов было крайне сложно. Павел Дубинский со своей женой и единомышленницей Валентиной Федоровной Васильевой с полной отдачей служили на благо развития школы. Современники вспоминали: «К примеру, учитель физики и математики Иван Яковлевич Петров согласился работать в Макарово-яровской керамической кустарно-промысловой школе лишь при условии, что Павел Андреевич предоставит ему для проживания свой дом» [Там же, с. 48]. Семья Дубинских оставляет свой вновь отремонтированный дом в пользу И. Я. Петрова и переезжает в менее обустроенное жилище. Так усилиями Дубинских постепенно формируется коллектив высококвалифицированных сотрудников школы: преподаватель лепки В. Ф. Васильева (жена П. Дубинского), Д. И. Клочко, Т. П. Ручка. Работе на гончарных кругах обучали народные мастера: Иван Иванович Шкурко, Николай Павлович Зверяка, Антон Иванович Дудак, мастер из Полтавщины Михаил Иванович Кирячок. Павел Дубинский преподавал технологию керамики и общеобразовательные предметы.

Социальный состав учеников школы должен был состоять преимущественно из детей рабочих, но фактически к ноябрю 1929 года 70% учеников составляли дети крестьян. «Общий состав учеников школы – 90 человек, из которых 42 человека женского пола. В следующем учебном году количество учащихся увеличилось. Возраст учеников гончарной школы колебался от 13 до 22 лет» [Там же, с. 50 – 51].

Макарово-яровская школа приобрела региональное значение. Здесь обучались жители не только из ближайших сел, а и из других регионов (Митякинская станица Ростовской области) [2, с. 51]. Ученики жили на квартирах у местных жителей и в общежитии, рассчитанном на 20 человек (18 из них бывшие беспризорные). На 1928 – 1929 учебный год окружная инспекция по вопросам образования выделяла 6 стипендий и 10 полустипендий. Стипендиаты определялись специальной комиссией. Выбирали из предложенных педколлективом кандидатур, в основном это были дети из небогатых семей и сироты.

В 1929 – 1930 учебном году, в целях облегчения подготовительных работ и ускорения производства за счет частичной механизации труда, были построены горн и муфель. Улучшение качества производимых учениками глиняных изделий способствовало популяризации гончарного дела и обеспечивало поступление дополнительных средств на развитие школы. Это позволило директору кустарно-промысловой школы убедить в необходимости дополнительного финансирования учреждения из районного бюджета.

В учебном процессе Макарово-Яровской кустарно-промысловой школы преобладал упор на художественную, а не строительную керамику. Существуют сведения об участии ученических творческих работ на выставках в Луганске. На 1929 – 1930 учебный год было запланировано набрать дополнительную группу на первый курс. Для того чтобы обеспечить выполнение учебного плана было увеличено количество штатных сотрудников. «Это объясняется появлением ІІІ курса, который был первым в истории гончарного учебного заведения» [4, с. 55]. В сравнении с предыдущим годом было увеличено количество рабочих часов в мастерских за счет снижения нагрузок естественных наук.

К моменту первого выпуска школы были поставлены следующие задачи:

— завершение строительства дополнительного класса для ІІІ курса;

— разработка плана работы для строительной керамики;

— обеспечение школы необходимым оборудованием и материалами;

— увеличение числа мастеров за счет средств вырученных от продажи готовых изделий;

— отбор лучших работ школы за весь период ее существования для участия в выставке;

— сбор документов всех третьекурсников, подготовка характеристик и забота об их трудоустройстве [Там же, с. 56 – 57].

В 1931 году в гончарной кустарно-промысловой школе был первый выпуск. Сохранились воспоминания очевидцев, которые свидетельствуют о том, что это было событие для всего Макарова Яра. Для жителей села была организована выставка творческих работ учеников. Вниманию зрителей были представлены декоративные вазы, пепельницы, куманцы, панно, покрытые поливой с подглазурной росписью и декоративной лепкой. У Александры Петровны Трегубовой сохранилась фотография того выпуска – ученики и учителя сфотографированы на фоне гончарной мастерской. Среди учеников – выпускников 1931 года были будущие профессиональные скульпторы Л. П. Трегубова и Н. Н. Артюшенко [2, с. 57].

В кустарно-промысловой школе Лидия Трегубова была отличницей. После ее окончания продолжила свое обучение в художественном училище. Обучение длилось 5 лет. С 1937 по 1946 год Лидия училась в Киевском художественном институте. После его окончания она становится членом Союза художников УССР. В послевоенное время художница работала на луганском заводе имени А. Пархоменко, позже на заводе промкооперации. С марта 1944 года Лидия Петровна работала над восстановлением разрушенного памятника «Борцам революции» в Луганске, исполнила вместе с Натальей Николаевной Артюшенко (также выпускница Макарово-Яровской керамической кустарно-промысловой школы) памятник Александру Пархоменко [4, с. 106]. С 1946 по 1967 год Лидия Трегубова была преподавателем скульптуры, рисунка и композиции в Ворошиловградском  художественном училище. В 1991 году в честь 80-летнего юбилея мастера в школе села Пархоменко (бывший Макаров Яр) была организована выставка ее лучших художественных работ.

Первые выпускники Макарово-Яровской гончарной школы получили квалификацию мастера гончарной промышленности в сферах самостоятельного и артельно-кооперативного кустарства. Большинство выпускников школы трудоустраивались на кирпичные заводы в Луганске.

Информацию о последующих выпусках гончарной школы на сегодняшний день, к сожалению, найти не удалось. Известно только, что занятия в 1932 году еще продолжались. Этот год оказался непростым для школы. К концу года практически прекратилось финансирование. Сокращалось количество учеников и учителей. Школу покинули такие преподаватели, как Николай Зверяка, Михаил Кирячок, Иван Петров, Иван Шкурко. Для проведения занятий приходилось привлекать учителей трудовой школы, которая на тот момент преобразовалась из четырехлетки в девятилетку. Исследователь истории школы Л. Овчаренко приходит к выводу, что не недостаток государственных средств на образование, а их неправильное перераспределение в связи с изменением государственной политики было основной причиной краха большого дела, которое еще невероятными усилиями пытались спасти Павел Дубинский, Валентина Васильева, Анна Попова и другие преподаватели [1, с. 60]. Из-за новой политики кустарное производство глиняной продукции и школа в эти годы пришли в упадок.

В голодные и бедственные 1930-е годы дирекция школы старалась всячески поддерживать функционирование школы. Учеников оставалось мало, многие учителя так же были вынуждены уехать в Луганск, где было больше шансов выжить и найти работу. Павел Дубинский был вынужден пригласить на работу нескольких гончаров, изготавливавших продукцию для продажи. Это был, так называемый, экспортный товар, который отправлялся в Москву и пользовался спросом на зарубежном рынке.

13 февраля 1935 года глава Луганского горсовета Гудков написал докладную записку на имя председателя Донецкого облисполкома М. Г. Иванова о бесполезности существования школы в Макаровом Яре. Кроме того, в этой записке он негативно отзывался о ее директоре П. Дубинском. Этот документ нанес сокрушительный удар по кустарно-промысловой школе. На тот момент в школе было 10 учеников и 8 учителей. В целях самосохранения школа переориентировалась на изготовление экспортной продукции, что поддерживалось государством. Но предложение  Гудкова «закрыть школу, как совершенно бесполезную» [4, с. 61] вступило в силу. Решением Донецкого областного исполкома от 25.03.1935 года школу закрыли, а ее здание закрепили за детским домом.

Весной 1935 года мастерская П. Дубинского и В. Васильевой представила свои личные работы на выставке в Луганске. Можно сделать вывод, что это событие повлияло на принятие президиумом Донецкого облисполкома  постановления от 19.06.1935 года об отмене решения о закрытии Макарово-Яровской кустарно-промысловой школы. Детскому дому выделили другое помещение. В помещении бывшей школы начала свою работу гончарная мастерская. Информации о работе школы и ее финансировании в эти годы не найдено.

В 1935 году семья Дубинских переехала в Луганск. Павел Дубинский устроился на должность технического руководителя скульптурно-керамической мастерской архитектурно-планировочного управления Луганского горкомхоза. В. Васильева получила работу художника. Дальнейшая судьба директора кустарно-промысловой школы была трагичной. В 1937 году Павла Дубинского арестовали и отправили в Ухто-Ижевский исправительно-трудовой лагерь. Там 10 декабря 1938 года он умер.

Несмотря на довольно активный интерес ученых к изучению истории деятельности гончарной кустарно-промысловой школы в селе Макаров Яр, еще слишком многое остается загадкой. Есть и пробелы, и недостаточно обоснованные догадки ученых.

Больше хотелось бы узнать об учениках школы и преподавательском составе. Велика вероятность почерпнуть эту информацию из рассказов их потомков и жителей села, которые, возможно, переехали, но оставили в памяти рассказы своих предков. Очевидно, такое значимое событие, как основание и функционирование гончарной кустарно-помысловой школы, не могло оставить равнодушными современников. Такой вывод можно сделать и по наполняемости школы учениками в первые годы ее существования, и по высокому качеству мастерства сохранившихся до нашего времени творческих работ. Однако осталось очень мало сведений о последних годах деятельности школы. Изучение данного вопроса, этого малоизученного пласта в истории кустарно-промысловой школы еще ждет своего исследователя.

Можно констатировать, что положительное влияние школы на гончарный промысел села показывает, что старания Славяносербского земства по развитию и поддержке кустарного промысла оказались не напрасны. Ремесленники перенимали знания у мастеров и учеников школы. Благодаря такому обмену опытом было повышено мастерство народных умельцев, усилился их интерес к поиску новых художественных воплощений. Макарово-яровские гончары научились изготавливать поливные изделия, повысился интерес к художественной росписи и лепке.

Можно сделать вывод, что гончарная Макарово-Яровская школа дала Луганщине целую плеяду мастеров, среди которых известные скульпторы, художники, керамисты. Наверное, на Земле практически нет народов, которые бы не использовали глину для создания посуды и украшений. Профессия гончара почиталась во все времена и эпохи одинаково высоко. В прежние времена гончарное ремесло передавалось от отца к детям и являлось источником дохода для всей семьи. На сегодняшний день наблюдается снижение интереса к гончарному делу и его памяти.

История гончарной кустарно-промысловой школы в селе Макаров Яр наглядно демонстрирует эффективность своего существования. Великолепные работы ее выпускников уже длительное время являются объектом восхищения и предметом изучения учеными-керамологами. Несмотря на небольшой период своего существования, Макарово-Яровская школа совершила прорыв в освоении и развитии новых техник в гончарстве Макарова Яра в частности и в развитии народной культуры Луганского края в целом. Интерес к ее феномену неисчерпаем и со временем только усиливается.

На сегодняшний день в новых социально-экономических условиях крайне трудно популяризировать народное искусство. На примере истории гончарной кустарно-промысловой школы можно прийти к выводу, что создание специальных профессиональных институтов оказывает положительное влияние для народного искусства и развития культуры общества в целом.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гончарний здвиг Донбасу. Кн. 3 : Гончарство Макарового Яру кінця ХІХ – середини ХХ століття : документи і матеріали / упоряд. і авт. поперед. слова О. Пошивайло. – Опішне : Укр. народознавство, 2008. – 400 с.
  2. Каплун Н. М. До історії гончарного промислу села Макарів Яр / Н. М. Каплун, Н. О. Смілянська // Укр. керам. журн. – 2004. – № 4. – С. 48 – 59.
  3. Лащук Ю. Л. Стилистическая вариантность украинской народной керамики / Ю. Л. Лащук // Народное искусство : исследования и материалы : сб. ст. / сост. и науч. ред. И. Я. Богуславская. – СПб. : Palace Edition, 1995. – С. 146 – 155.
  4. Овчаренко Л. Гончарний здвиг Донбасу. Кн. 2 : Макарово-Ярівський осередок гончарної освіти в Україні / Л. Овчаренко. – Опішне : Укр. народознавство, 2007. – 160 с.
  5. Пошивайло О. Гончарний здвиг Донбасу. Кн. 1 : Гончарна велич і трагедія Макарового Яру доби Розстріляного Відродження / О. Пошивайло. – Опішне : Укр. народознавство, 2008. – 240 с.
  6. Пошивайло О. Етнографія українського гончарства: Лівобережна Україна / О. Пошивайло. – К. : Молодь, 1993. – 410 с.
  7. Свод экономических мероприятий Славяносербского уездного земства с 1866 по 1911 г. – Луганск : Типо-литография С. М. Гаммерштейн, 1912. – 729 с.

КОМАРОВА Р. В. ИСТОРИЯ ГОНЧАРНОЙ КУСТАРНО-ПРОМЫСЛОВОЙ ШКОЛЫ В СЕЛЕ МАКАРОВ ЯР

Статья посвящена изучению истории гончарной кустарно-промысловой школы села Макаров Яр, ее роли в развитии гончарного промысла края. Кроме того, исследуется в целом развитие гончарного промысла в селе Макаров Яр и его роль в развитии народной культуры края. Автор систематизирует, анализирует и обобщает существующие научные материалы по истории создания и развитию кустарно-промысловой школы. Анализ источников приводит к выводу о необходимости дальнейшего досконального изучения вопроса для устранения исторических пробелов, неточностей и разногласий среди ученых. 

Ключевые слова: ремесло, промыслы, народное искусство, гончарство, керамика, кустарно-промысловая школа, земство, Луганщина.

 

KOMAROVA R. V. MAKAROV YAR POTTERY HANDICRAFT TRADE SCHOOL HISTORY

The article is devoted to studying the history of pottery handicraft school in Makarov Yar village, its role in the development of pottery art in the region. It also deals with the development of the pottery in the village Makarov Yar and its role in the folk culture. The author organizes, analyzes and summarizes existing scientific materials on the history and development of handicraft-trade school. Source analysis leads to the conclusion that a further thorough study of the issue to address historical gaps, uncertainties and differences of scientists.

Key words: craft, folk art, pottery, ceramics, handicraft, fishing school, district, Lugansk region.