Сценарий праздника ко Дню знаний «Ученье свет»

«Ученье свет»

Ведущий: Я Вас приветствую, друзья и поздравляю с чудесным праздником!

Как вы думаете, ребята, зачем вы ходите в школу? (Ответы детей)

Конечно за знаниями и умениями.

Человек, обладающий скудными знаниями, словно находится в темной незнакомой комнате. Передвигаясь, он натыкается на предметы, спотыкается, ему тяжело найти выход, не может точно определить, что ему делать и куда идти. В освещенной же комнате передвигаться легко и просто, как и образованному человеку по жизни.

Люди, обладающие большим багажом знаний, могут быстро найти выход в любых ситуациях. Они видят больше вариантов решений вопросов и выбирают наилучший. К тому же, они не так боятся решать сложные вопросы, поскольку знают, как поступить правильно. Именно поэтому образованные люди чаще реализуют свои мечты и становятся космонавтами, врачами, исследователями, летчиками, бизнесменами.

Слышали ли Вы когда-нибудь фразу «Ученье — свет, а неученье — тьма»? (Ответы детей)

А знаете ли Вы кто их автор? (Ответы детей)

Крылатое выражение принадлежит Суворову Александру Васильевичу, русскому полководцу. Будущий основоположник военного искусства обладал хилым телосложением в детстве, поэтому родители ориентировали его на гражданскую службу. Он тянулся к знаниям, получил хорошее разностороннее образование, которое постоянно совершенствовал.

Благодаря своим знаниям и умениям он смог стать генералиссимусом русской армии. Это случилось благодаря огромному влиянию научного подхода, разработке стратегии и совокупности знаний из разных областей.

Видите, как важно постигать различные науки.

Как Вы думаете, когда вообще родилась наука? (Ответы детей)

Человек издавна пытался познать окружающий мир. Наверное, точную дату назвать никто не сможет. Ведь человек издавна пытался познать окружающий мир. Эта чудесная жажда знаний заставляла человека отправляться за тридевять земель, пристально вглядываться в окуляры микроскопа, разгадывать тайны микромира и подниматься к звёздам. А может быть, всё начинается с простого удивления? С детского вопроса «почему»?

С каждым новым учебным годом, с каждым классом вам открываются все новые и новые пути познания мира. Полученные знания в школе не только дают представления о том, как все устроено, они помогают вам понять и оценить ваши способности. Выбрать свою дорогу преображения мира. Дают возможность в будущем принести пользу и пролить свет на неизведанное, сделать мир лучше, а людей счастливее.

Многовековые труды, открытия и изобретения – это славные страницы летописи науки. Давайте же сегодня, в День знаний, вместе ее полистаем и познакомимся с самыми важными, интересными и необычными научными открытиями и изобретениями человечества.

(Далее выступают дети в костюмах «открытий и изобретений». Все выступления сопровождает презентация)

Огонь:

Изначально человек не умел добывать огонь. Он его находил. Например, использовал тлевшие угли при ударе молнии или извержении вулканов. Костер приходилось охранять день и ночь. Лишь спустя тысячи лет человек познал тайну добычи огня. Огонь резко изменил жизнь людей. Он давал тепло, отпугивал хищников, позволял готовить еду и совершенствовать орудия труда. Кроме того, огонь объединил людей. Сидя вокруг горящего костра, они больше общались друг с другом, и это способствовало их умственному и социальному развитию.

Ребята, а какие вы знаете способы добычи огня? (Ответы детей)

Самый первый способ разжигания огня основывался на длительном трении сухих кусков дерева друг об друга. Позже начали добавлять в помощь сухую траву, пресс, лук. Научились высекать искры при помощи кремня и ловить линзой луч солнца. (На экране изображение разных способов добычи огня)

Буква:

Чтобы передавать потомству информацию о хитростях добычи огня (и не только) людям нужно было придумать как это все зафиксировать на длительный срок и где. Сначала это были рисунки – наскальная живопись, постепенно изображение превратились в символы, а символы в уже привычные буквы.

Большинство букв современного английского алфавита восходят к финикийскому (На экране изображение протоханаайского алфавита). Рядом, в таблице, вы еще можете увидеть формы греческого и латинского алфавитов.

Колесо:

Передавая друг другу все больше и больше опыта, люди изобрели колесо. Это дало возможность им передвигаться на огромные расстояния, завоевывать и осваивать новые земли. (На экране изображение способов передвижения до изобретения колеса).

Металл:

Металлы человек обнаружил еще в древности. Это были медь, золото и серебро. Именно они встречаются в природе в самородном состоянии.

Выяснив как получать железо из его природных руд, люди совершили огромный прыжок, неведанный до 1500 г. до н.э. После открытия металла, колеса стали прочными, а повозки смогли выдерживать большие расстояния. Люди научились запрягать в них лошадей, и скорость передвижения увеличилась в десятки раз. (На экране изображение повозок с лошадью до освоения железа и после).

Лошадь:

Вот-вот! Про лошадь то и забыли. Задолго до появления колеса, и уж тем более открытия процесса обработки металла, человек додумался приручить и одомашнить животных. Убивая на охоте мать, детенышей забирали и старались приручить для размножения, а в дальнейшем для получения мяса, молока, шерсти и кожи. Позднее люди научились использовать их как охранную и тяговую силу.

А какие домашние животные есть у Вас? (Ответы детей).

Мера:

Самые древние единицы длины связаны с размером разных частей человеческого тела. Очень долгое время, во многих, существовали такие меры длины как, локоть - от предплечья до среднего пальца = 24 пальца, ладонь – 4 пальца, ступня – 16 пальцев и сам палец. Вес установить было труднее.

Самая древняя мера веса, дошедшая до на, была сделана в 2400 г. до н. э. Это утка, положившая голову себе на спину (На экране изображение «утки»). Ее вес был 477 г., (почти полкилограмма).

В дальнейшем, усовершенствование системы мер веса и длины значительно ускорило прогресс древнего периода, и приблизило человечество к средним векам и эпохе Возрождения.

Порох:

Научившись вычислять относительные пропорции и раскрыв секрет изготовления горючего порошка, люди стали изготавливать порох.

Постепенно огнестрельное оружие, пушки и аркебузы, вытеснило лук и стрелы.

И это было очень кстати, ибо время менялось, и сильные державы должны были обрастать обученными армиями для сохранности своего народа и территорий, и завоеванию новых. (На экране изображение первых пушек).

Парус:

Как и изобретение колеса, открытие паруса и создание корабля подарило человечеству новые земли. Можно только представить, какой страх пришлось преодолеть древним людям, отважившимся покинуть земную твердь и пуститься в плаванье по огромному бесконечному морю.

Телефон:

Комета среди открытий, ворвавшаяся в нашу жизнь и изменившая ее навсегда – это изобретение телефона и телеграфа. Вместе с ним человеческий разум одержал величайшую победу над расстоянием.

Лампочка:

Революция в мире науки – лампочка! Свет, которым мы пользуемся ежедневно, результат многолетней работы многих изобретателей. Электричество и ее маленький представитель, лампочка, заслуживает одного из почетных мест в истории открытий. (На экране изображения первых лампочек и использования лампочек в современном мире).

Автомобиль:

Автомобиль стал родоначальником новой эпохи человечества. Быстро росло производство, люди проложили миллионы километров дорог. Мир полностью изменился. (На экране изображение первых автомобилей). К сожалению, это изобретение принесло планете много экологических проблем, которые предстоит решить людям. Что это за проблемы, ребята? (Дети обсуждают экологические проблемы, высказывают мнения).

Ведущий: Безусловно, книга научных открытий бесконечна, т.к. мы совершали их, совершаем и будем совершать! Снова и снова. Но для этого нужно с уважением относиться к знаниям, получаемым в школе. Если мы перестанем или откажемся  их получать, мы не только не сможем совершать новые открытия, но и весь многовековой опыт потеряем. Мы потеряем все технологии, которые открыли нам ученые, станем «темным» и вернемся в древнейший период.

Поэтому вперёд, к новым знаниям!

А в завершение нашей встречи я предлагаю Вам посмотреть интересную театральную зарисовочку про величайшего ученого Архимеда, основанную на реальных событиях:

(Сценка)

«Корона Архимеда»

                                                                                                         (Прохорова К.А.)

Жил был в Греции Архимед,

Математик, каких сейчас нет

Средь философов и ученых,

Средь ораторов восхищенных.

Однажды позвал его царь Гиерон,

Вторым Гиероном по счету был он.

Говорит: «Архимедушка, Архимед,

Разреши ка ты мой вопрос.

Во всем царстве тебя умней нет,

А вот мой ювелир умом не дорос.

Заказал я ему золотую корону,

Но сдается, надули меня.

Он базарную из меня хочет сделать ворону,

А я не разиня, не глупый царь я!

Вроде вес совпадает,

Но чует нутро, что надули меня. Точно чует!

Только как доказать это, вот в чем вопрос,

Кто проблему мою рассудит?!

И пошел Архимед к себе домой

Взяв корну и полон загадок.

Где-то чует ответ, тормошит головой,

Но в голове какой-то беспорядок.

«Как измерить объём слитка целого,

Уж давным-давно не секрет!

Но вот как корону измерить?..

Тут ответа пока  еще нет…».

И решил Архимед освежиться,

Голове заряда придать.

Опустился он в ванну помыться,

А вода как давай по краям бежать.

Тут он вышел из ванной…и что же,

Воды стало намного меньше.

А когда залезаешь,… похоже,

Она снова по бортикам хлещет.

Эврика! Мы его вытесняем.

Ответ плавал в воде обычной,

В это время мы вес теряем,

А ведь как просто!

аж неприлично!

И пришел к Гиерону наш гений,

И поставил в воду весы.

Доказал разницу объёма значений,

И что ум у него

огромной величины!

Доказал  что мастер врунишка,

Что серебра он туда намешал.

Ох и получил же потом лгунишка,

Но это не уже не интересный финал.

Это одно из немногих открытий,

Что даровал с нами вам Архимед,

А удостовериться в этом помогут книги,

Ведь может это правда, а может,

 и нет!                                               

Сценарий составила библиотекарь библиотеки им. М.Ю. Лермонтова

Прохорова К.А.

Список литературы:

  1. Величайшие изобретения и открытия : всех времен и народов :  / Т. Б. Ивашкова, А. А. Ратина, М. С. Ульяненкова. - Москва : ОГИЗ : АСТ, 2014. - 207 с. - (Энциклопедия великих идей и открытий). – ISBN 978-5-17-082889-0.

  1. К нашим юным читателям / А. Клиентов. – Текст: непосредственный // Детская энциклопедия: [художественно-познавательный журнал для девочек и мальчиков]. – Москва, 2010. - № 3. – С. 1.- ISSN 1562-7519.

  1. Энциклопедия изобретений и открытий. От колеса до коллайдера. / перевод с английского Андрей Гришин [и др.]. - Москва: Махаон, 2012. - 494, [1] с. - ISBN 978-5-389-02341-3. - Текст : непосредственный.