СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОДНКНР 5-6 классы

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОДНКНР 5-6 классы»



МОУ Верхнеспасская основная общеобразовательная школа

Пыщугского района Костромской области

Утверждаю

Директор ____/Зайцева Е.В./

Приказ № _____«_______20____г















Рабочая программа

по учебному предмету

«Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР)











Пояснительная записка

  1. Нормативно-правовые документы на основе которых разработана программа


Рабочая программа по ОДНКНР разработана на основе нормативных документов:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ( от 29 декабря 2012 года № 273)

- Авторской программы основного общего образования по Основам духовно-нравственной культуры народов России: 5- 6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Н.Ф.Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана -Граф, 2015.

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 апреля 2016 г. № 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»).

- Приказа МО и науки РФ от 31.12.2015г № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МО и науки РФ от 06.10.2009г № 373

- Рекомендаций по изучению предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761);

- Учебного плана МОУ «ООШ Верхнеспасская основная общеобразовательная школа»


В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается в пятом и шестом классах. В пятом классе продолжается реализация главной цели: «Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России». Результатом обучения за два года должно стать пробуждение интереса к культуре других народов, сформированность таких личностных качеств, как толерантность, способность к равноправному объединению, сотрудничеству, взаимодействию.

В процессе изучения данного курса в 5- 6 классах у учащихся углубляется осознание идеи, что общечеловеческие ценности (добро, справедливость, милосердие, честность и др.) являются продуктом развития двух социальных сфер: традиционной культуры каждого народа и различных религиозных культур, что духовность человека есть преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной сферы (традиций, обычаев, веры) они были заимствованы и какому народу изначально принадлежат. Продолжается реализация авторской идеи, что основной формой организации обучения является совместная, коллективная деятельность школьников разных вероисповеданий по ознакомлению с традиционными религиями России, а так же их вкладом в духовную и материальную культуру общества.

Особое значение учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность. Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники и шестиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.). Конечно, главным средством обучения в пятом и шестом классе остается учебник. Вместе с тем, увеличивается доля мини-лекций учителя, его объяснений, рассказов-дополнений. Сочетание разных методов обучения:

– чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:

– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;

– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);

– последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).

Цель учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» – формирование первоначальных представлений о светской этике, мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи курса:

  • развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества;

  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых

мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога и др.










  1. Описание места учебного предмета ОДНКНР в учебном плане


Учебный план предусматривает обязательное изучение Основы духовно-нравственной культуры народов России на этапе основного

общего образования в 5 классе в объёме 34 часов: 1 час в неделю (34 учебные недели)

Учебный план предусматривает обязательное изучение Основы духовно-нравственной культуры народов России на этапе основного

общего образования в 6 классе в объеме 34 часов: 1 час в неделю (34 учебные недели)



  1. Принципы организации обучения по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»


1. Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной религией. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию

подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонационального государства – толерантность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.

2. Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить её к философской стороне

жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт младших подростков: особенности восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности. Особую опасность представляет стремление учителя расширить объем предлагаемых знаний, углубиться в изучение специфических идей разных религий, что может привести к формальному заполнению памяти школьника без осознания сущности изучаемого явления. Материал, который предоставляется для восприятия пятиклассникам, должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и фактологическую сторону явления.


3. Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка начинает становиться коммуникативная деятельность, необходимо создать условия для ее развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций, обучением в парах, группах.


4. Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном крае, городе, деревне может стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина – часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда – один из элементов

общероссийской культуры.


5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные проблемные задачи. Учитель основной школы должен прослеживать преемственные линии как в содержании, так и методике обучения между 4 и 5 классами: хорошо знать содержание обучения в четвертом классе, использовать основные методы обучения, которые применяются в начальной школе, постепенно и достаточно осторожно вводить методику обучения, типичную для основной школы. Все это даст возможность успешного изучения данного предмета в 5 классе.


  1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не решает задачи подробного знакомства с разными религиями. Главное назначение предмета – развивать общую культуру школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий. Исходя из этого, главной особенностью этого курса является представление культурообразующего содержания духовно-нравственного воспитания. Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества.


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета ОДНКНР в 5-6 классах

Личностные результаты:

– осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);

– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;

– проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;

– стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Универсальные учебные действия.

Познавательные:

– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;

– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;

– различать культовые сооружения разных религий;

– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.

Коммуникативные:

– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;

– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).

Рефлексивные:

– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;

– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.

Информационные:

– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).

К концу обучения учащиеся научатся:

• Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.

• Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

• Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

• Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

• Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания

известных личностей.

• Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

• Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.


К концу обучения учащиеся смогут научиться:

Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.

Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

Работать с историческими источниками и документами.




  1. Содержание тем учебного предмета ОДНКНР

5 класс

Раздел 1. В мире культуры

Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.


Раздел 2. Нравственные ценности российского народа

«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.


Раздел 3. Религия и культура

Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.


Раздел 4. Как сохранить духовные ценности

Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.


Раздел 5. Твой духовный мир.

Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.


Содержание тем учебного предмета ОДНКНР


6 класс



Раздел 1. Что такое культура общества.

Культура общества. Источники развития культуры общества. Человек и вера. Как появилась вера в Бога. Что такое религия. Традиционные религии России. Православие как направление христианства. Ислам – религия мусульман. Иудаизм – национальная религия евреев. Философия буддизма.

Раздел 2. Нравственные ценности российской культуры.

Гражданин и государство. Конституция Российской Федерации. Кого называют патриотом. Героические страницы истории нашей страны. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Бородинское сражение. Генерал Николай Раевский и его дети – участники Бородинского сражения. Подвиг генерала Н.Н. Раевского. Денис Давыдов – генерал, поэт, партизан. Василиса Кожина. Военная операция генерала Дорохова. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Герои Великой отечественной войны. И. Н. Кожедуб – трижды герой Советского Союза. Людмила Павличенко – снайпер, герой Советского Союза. Попов Ф. К. – рядовой из Якутии. Нравственные ценности личности. Что такое личность. Валентин Дикуль. Евгений Смирнов. Олеся Владыкина.

Раздел 3. Семья – ячейка общества.

Государство и семья. Притча о семейном очаге. Семейный детский дом – что это такое. Семейные ценности. Какие качества воспитывали родители в детях в далеком прошлом. Трудолюбие. Отношение к результатам труда и бережливость. Доброта и милосердие. Савва Морозов. Гостеприимство – семейная традиция. Традиционные религии о семейных ценностях. Семейные ценности мусульман. Семья в иудаизме. Отношение буддистов к семейной жизни.

Раздел 4. Роль образования в развитии культуры общества.

Общество и образование. Страницы истории развития образования. Начальное образование на Руси. Образование в России в 18-19 веках. 18 век (время правления императоров Петра 1, Елизаветы Петровны, Екатерины Великой). 19 век (время правления императоров Александра 1, Николая 1, Александра 2, Александра 3, Николая 2). Царскосельский лицей. Иван Сытин – российский книгоиздатель. Религия и образование. Христианская вера и образование на Руси. Софья Палеолог. Влияние ислама на развитие образования. Влияние буддизма на развитие образования. Влияние иудаизма на развитие образования.

Раздел 5. Художественная культура народов России.

Области художественной культуры. Человек способен к творчеству. Мифология и фольклор как пласт культуры. Образы славянской мифологии. Декоративно- прикладное искусство. Национальная вышивка как оберег. Выдающиеся деятели культуры народов России. Исаак Левитан – великий пейзажист. Творцы российской культуры. Художественная культура, рождённая религией. Православный храм. Мечеть – исламский храм. Буддийские храмы и монастыри. Синагога. Художественная культура традиционных религий России. Икона. Икона Божией Матери. Иконостас. Духовная музыка. Колокольный звон. Художественная культура ислама. Каллиграфия – искусство письма. Арабески в искусстве ислама. Вклад буддизма в мир искусства. Иудаизм и художественная культура. Иван Айвазовский и библейские сюжеты.

Раздел 6. Как сохранить культуру общества.

Кого называют образованным человеком. Образованные гении России. Культурное наследие России: почему необходимо его сохранять. Что такое культурное наследие. Кому принадлежит культурное наследие. Объекты культурного наследия. Как государство охраняет памятники культуры.











Тематическое планирование 5 класс

Наименование разделов и тем

Всего часов

 В мире культуры-2 ч

1

Величие многонациональной российской культуры

2

2

Человек – творец и носитель культуры

2

Нравственные ценности- 9 ч

3

«Береги землю родимую, как мать любимую»

2

4

Жизнь ратными подвигами полна

2

5

В труде – красота человека

2

6

«Плод добрых трудов славен»

2

7

Люди труда

2

8-9

Бережное отношение к природе

2

10-11

Семья – хранитель духовных ценностей

2

Религия и культура -10 ч

12-13

Роль религии в развитии культуры

2

14-15

Культурное наследие христианской Руси.

2

16-17

Культура ислама

2

18-19

Иудаизм и культура

2

20-21

Культура буддизма

2

Как сохранить духовные ценности- 9 ч

22-25

Забота государства о сохранении духовных ценностей

2

26-30

Хранить память предков

2

Твой духовный мир- 3 ч

30-33

Что составляет твой духовный мир

1

34

Итоговый урок.

1


Итого

34





Тематическое планирование 6 класс



Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Введение. Что мы знаем о духовно-нравственной культуре народов России?

Что такое культура общества - 4 ч

2-3

Культура общества

2

4-5

Человек и вера.

2

Нравственные ценности российской культуры – 7 ч

6-7

Гражданин и государство

2

8

Кого называют патриотом

1

9-11

Героические страницы истории нашей страны

3

12

Нравственные ценности личности

1

Семья- создатель и хранитель духовно-нравственных ценностей – 4 ч

13-14

Семья – ячейка общества

2

15-16

Семейные ценности

2

Роль образования в развитии культуры общества – 5 ч

17

Общество и образование

1

18-19

Страницы истории развития образования

2

20-21

Религия и образование.

2

Художественная культура народов России – 8 ч

22

Области художественной культуры.

1

23-24

Декоративно-прикладное искусство народов России.

2

25-26

Выдающиеся деятели культуры народов России.

2

27-28

Художественная культура, рождённая религией.

2

29

Художественная культура традиционных религий России.

1

Как сохранить культуру общества – 4 ч

30-31

Кого называют образованным человеком

2

32-33

Культурное наследие России: почему необходимо его сохранять

2

34

Итоговый урок

1


Итого

34



Список литературы.

- ФГОС основного общего образования;

- «Фундаментальное ядро содержания общего образования»;

- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»;

- «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа»;

- Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы - http://katalog.iot.ru/ 

- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов  - http://school-collection.edu.ru/ 

- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru

- Примерная программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: авторы н.В.Виноградова, В.И. Власенко, А.И. Поляков, издательский центр « Вентана-Граф», 2012.

- Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Вентана- Граф, 2012-2013.






Скачать

© 2022, 298 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!