Тема урока : «Выделение у организмов животных» ( 6 класс)
Тип урока: изучение нового материала с использованием ИКТ на всех этапах урока.
Цель урока: усвоение материала по теме « Выделение в организме животных».
Задачи для учителя:
• создание условий, пробуждающих самообразовательную активность учащихся
• переконструирование прежних знаний учащихся, проблематизация учебного материала (другими словами, в проблемном обучении расширение и углубление знаний происходит при помощи ранее усвоенного и нового применения прежних знаний в условиях проблемной ситуации);
• обеспечение эмоциональной поддержки (эта задача выполняется за счет организации групповой работы).
Цель урока для учащихся:
- раскрыть роль выделения в жизни животных; выяснить значимость и строение органов выделения у животных; сформировать представление об усложнении органов выделения у животных в ходе эволюции.
Задачи:
Образовательные:
1. Актуализировать знания о значении выделения как одного из свойств живых организмов.
2. Изучить особенности выделения у животных, принцип строения органов выделения
Развивающие:
1. Продолжить работу над развитием умений различать способы выделения
2. Продолжить работу над развитием умений слушать, выделять главное
3. Развивать умения решать проблемные вопросы
4. Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи,
5. Продолжить работу над развитием умений устанавливать внутри- и межпредметные связи для раскрытия причин
6. Развитие познавательного интереса к предмету через организацию работы с ИКТ.
Воспитательные :
1. Продолжить работу по воспитанию культуры научного труда по ходу усвоения научной информации,
2. Формирование мировоззренческих представлений о познаваемости явлений и процессов, протекающих в живых организмах.
Планируемые результаты:
1) Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика».
2) Предметные: должны знать органы ( или органоиды у простейших) выделения у животных, принцип строения органов (или органоидов у простейших) выделения: почки, нефридий, выделительных трубочек; должны уметь различать выделительные каналы у плоских червей, нефридии, сократительную вакуоль у простейших, почки у позвоночных
3) Метапредметные: Р: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; преобразовывать практическую задачу в познавательную. П: - строить речевое высказывание в устной форме; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. К: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Основные понятия: выделение, сократительная вакуоль, нефридии, выделительные канальца, выделительные трубочки, почки
Межпредметные связи: химия, литература, экология.
Ресурсы: 1) основные: учебник Биология. Живой организм. Н.И. Сонин. Изд-во «Дрофа» 2012 г.2) компьютер, обучающая и наглядная презентация
Использование медиапродукта на занятии целесообразно, т.к.
Организация пространства: фронтальная работа, групповая, парная и индивидуальная работа.
Технология проведения урока (этапы) |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты УУД |
||||||||||||||||||
I. Мотивация к учебной деятельности (1 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. |
1. Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. 2. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть зимнего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Эпиграф к уроку « Старайся дать уму как можно больше пищи» (Л.Н. Толстой) Сначала мы повторим изученный вами раннее материал, а затем изучить новый. |
Слушают учителя. Осмысливают эпиграф урока. |
К: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других |
||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний (7 мин) Цели: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений. |
Организует актуализацию знаний ( фронтальная работа) Давайте все вместе прочитаем текст и попробуем вставить пропущенные слова. Животные по способу питания ______ ( гетеротрофы), они питаются готовыми органическими веществами, переваривая их, расщепляя до ____(простых веществ). Они попадают в ___ ( кровь), которая несёт их к клеткам. В клетках из питательных веществ образуются белки, жиры, углеводы, которые обеспечивают жизнедеятельность клетки. В процессе жизнедеятельности в клетке образуются «отходы» --____( ненужные, и даже вредные вещества). Из клетки они переходят в кровь, которая уносит их от клеток…. Хорошо, а что же происходит дальше? Об этом мы поговорим немного позже.
|
Ребята вставляют пропущенные слова в текст, который читает учитель. Помогают тем, кто затрудняется ответить
|
П: формулирование ответов на вопросы; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Р: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. К: допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; |
||||||||||||||||||
III. Определение темы и цели урока (5 мин) Цели: - организовать определение темы урока и постановку цели урока;
|
Демонстрация опыта: возьмём пробирку, положим в неё кусочек мела, добавим р-р соляной кислоты. Что мы наблюдаем? ( идёт реакция, выделение углекислого газа). Этот процесс происходит в неживой природе. А как вы думаете, выделение веществ происходит в живой природе? Правильно, значит о чём мы будем говорить, изучая жизнедеятельность организма? ( о выделении) Итак, тема нашего урока «Выделение» и говорим мы сегодня с вами о выделении у организмов животных. ( слайд) Дети выясняют цель урока. – Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать на уроке? (выяснять роль выделения в жизни животных, изучать разнообразие органов выделения.) |
Записывают тему урока в тетрадь. С помощью учителя ставят цель урока.
|
П: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Р: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя |
||||||||||||||||||
IV. Открытие нового знания (9 мин) . Цели: - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;
|
Ребята, а какие свойства характерны для всех живых организмов? ( обмен веществ, питание, выделение, дыхание, рост и развитие, раздражимость, подвижность, размножение) А какое из них самое важное? ( обмен веществ) А без каких двух процессов невозможен обмен веществ? ( без питания и выделения) Почему? При питании организм получает из внешней среды необходимые пит. вещ-ва, которые в дальнейшем переваривает в процессе пищеварения, а затем происходит процесс удаления ненужных, вредных веществ . Что же такое выделение? Выделение- удаление непереваренных остатков пищи, а также вредных веществ, которые образовались в процессе жизнедеятельности организма. Можно ли процесс выделения назвать одним из важнейших процессов жизнедеятельности, защитой от вредного воздействия ядовитых веществ? Ответы учеников. Осмыслите факт: у человека , если не работают почки , через 5 дней наступает смерть. Выделительные процессы направлены на поддержание постоянства внутренней среды организма. Как вы думаете, у всех ли организмов одинаково происходит выделение? От чего это зависит?
Механизм выделения зависит от уровня организации организма (одноклеточный, многоклеточный, беспозвоночный или позвоночный, растение или животное) . Сейчас вам предстоит в этом убедиться. Групповая работа учащихся по изучению особенностей выделения у различных групп организмов. Ученики работают с карточками- заданиями по инструкции, пользуясь учебником. Затем представители каждой группы рассказывают, отвечая на вопросы карточки и показывая на слайде, как происходит выделение . 1-я группа – одноклеточные ( амёба, инфузория туфелька) 2-я группа – плоские черви ( планария) 3-я группа – кольчатые черви ( дождевой червь) 4-я группа – насекомые ( жук) 5-я группа – позвоночные ( рыбы, земноводные и т. д.) 6- я группа - человек Вставка –стих от учителя:: Они как два больших боба На связках закрепились. У позвоночного столба Уютно разместились Фильтруют почки нашу кровь С невиданным упрямством, Чтобы во внутренней среде Держалось постоянство. Мы смолоду должны учесть Что нам всего дороже: беречь должны не только честь, Но наши почки тоже. Подведем итог:
Запись в тетрадь учащимися. Механизм выделения позвоночных зависят от среды их обитания. Так, у рыб в выделении принимают участие еще и жабры. У рыб и земноводных почки прилегают к спинной стороне тела в виде продолговатых лент, у пресмыкающихся они называются тазовыми почками. У птиц мочеточники сразу открываются в клоаку, у них нет мочевого пузыря (как вы думаете, почему?). Млекопитающие не имеют клоаки, но имеют мочевой пузырь и парные бобовидные почки, расположенные в поясничной области рядом с позвоночником (см. рисунок учебника).
В какую сторону шла эволюция выделительных систем? эволюция выделительной системы шла по пути создания специализированных органов, обеспечивающих удаление из организма ненужных, вредных веществ, которые образуются в процессе жизнедеятельности.
Выделительные функции у позвоночных выполняют и другие органы, относящиеся к разным системам. Попробуем назвать их. (Учебник стр. 86) Легкие – углекислый газ, вода. Кожа – вода, мочевина, соли натрия. Почки – вода, мочевина, мочевая кислота, соли. Кишечник – минеральные соли, некоторые органические вещества.
|
Вместе с учителем отвечают на вопросы, помогающие раскрыть тему урока.
Отвечают на вопросы учителя. Слушают учителя.
Работают с текстом
Обсуждение проблемы.
Работа в группах. Работа с учебником. Составление ответов на вопросы.
Заполнение таблицы в тетради.
Слушают учителя.
Дают ответ на вопрос.
– Для облегчения веса при полете.
Работают с рисунком учебника стр. 87
Формулирование выводов
|
П: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; формулирование ответов на вопросы; описание предмета; К: умение оформлять свои мысли в устной форме; |
||||||||||||||||||
Физминутка ( 3 мин)
|
1.упражнения на снятие утомления с плечевого пояса. 2. упражнения на снятие утомления с кистей рук. 3.на снятие напряжения с глаз. |
|
|
||||||||||||||||||
V. Закрепление материала (4 мин) Цель:- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7 мин) Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. |
Соберите из карточек определение « выделение» ( парная работа) В начале урока мы с вами вставляли пропущенные слова в тексте, но как вы помните мы его с вами не дочитали. Читаем дальше опираясь на схему: Из клетки ненужные вещества переходят ____(в кровь), которая впоследствии попадает у позвоночных животных в основной орган выделения ____ ( почки) В них кровь ____(очищаетс)я. Очищенная кровь течёт в организм, а жидкие вредные продукты жизнедеятельности клеток, образуя ____(мочу), по мочеточникам попадает в______( мочевой пузырь), откуда удаляются во внешнюю среду.
Работа по биологическим терминам. (Термины находятся на экране.) 1. Выделение. 2. Сократительная вакуоль. 3. Нефридии. 4. Выделительные канальцы. 5. Мальпигиевы сосуды. 6. Почки 7. Нефрон Соотнесите их с определениями ( читает учитель). Взаимопроверка. Оценивание работ. |
Под руководством учителя работают в парах.
Отвечают на вопросы.
После выполнения этой работы делается проверка.
Выполняют самопроверку по эталону.
|
П: умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. К: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Р: умение работать по коллективно составленному плану |
||||||||||||||||||
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
- О чем мы сегодня говорили на уроке? - Что нового узнали? - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться? - Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, все ли было понятно? |
Отвечают на вопросы учителя.
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Делают самооценку. |
Р: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки Л: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» |
||||||||||||||||||
Домашнее задание ( 1 мин) |
изучить п. 13 «Выделение» стр. 84-87. Выполнить задания в рабочей тетради по теме «Выделение животных» № 98-101 |
|
|
Настоящий материал опубликован пользователем Жерновая Светлана Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалучитель биологии
Файл будет скачан в форматах:
Материал разработан автором:
Куликова Полина Алексеевна
учитель биологии и химии
Об авторе
Рабочий лист по биологии "Выделение у животных" - универсальный дидактический материал, который можно интегрировать в урок, использовать в качестве дополнительного и домашнего задания. Подходит под УМК Пасечника "Линия жизни", 8 кл.
Материал представлен в 2-х форматах: в формате pdf, готовом для печати, и в формате docx, доступном для редактирования.
Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Еще материалы по этой теме
Смотреть
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
7 275 837 материалов в базе
Вам будут доступны для скачивания все 242 155 материалов из нашего маркетплейса.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.