Инфоурок Биология КонспектыКонспект урока биологии 6 класс "Выделение у животных организмов"

Конспект урока биологии 6 класс "Выделение у животных организмов"

Скачать материал

Тема урока : «Выделение у организмов  животных» ( 6 класс)

Тип урока: изучение нового материала с использованием ИКТ на всех этапах урока.

Цель урока: усвоение материала по теме « Выделение  в организме животных».

Задачи для учителя:

• создание условий, пробуждающих самообразовательную активность учащихся

• переконструирование прежних знаний учащихся, проблематизация учебного материала (другими словами, в проблемном обучении расширение и углубление знаний происходит при помощи ранее усвоенного и нового применения прежних знаний в условиях проблемной ситуации);

• обеспечение эмоциональной поддержки (эта задача выполняется за счет организации групповой работы).

 

Цель  урока для учащихся:

- раскрыть роль выделения в жизни животных;  выяснить значимость и строение органов выделения у животных; сформировать представление об усложнении органов выделения у животных  в ходе эволюции.

Задачи:

Образовательные:

1.      Актуализировать знания о значении выделения как одного из свойств живых организмов.

2.      Изучить особенности  выделения у животных, принцип строения органов выделения

Развивающие:

1.      Продолжить работу над развитием умений различать способы выделения

2.      Продолжить работу над развитием умений слушать, выделять главное

3.      Развивать умения решать проблемные вопросы

4.      Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи,

5.      Продолжить работу над развитием умений устанавливать внутри- и межпредметные связи для раскрытия причин

6.      Развитие познавательного интереса к предмету через организацию работы с ИКТ.

Воспитательные :

1.      Продолжить работу по воспитанию культуры научного труда  по ходу  усвоения научной информации,

2.      Формирование мировоззренческих представлений о познаваемости явлений и процессов, протекающих в живых организмах.

Планируемые результаты:

1)      Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика».

2)      Предметные: должны знать органы ( или органоиды у простейших) выделения у животных, принцип строения органов (или органоидов у  простейших) выделения: почки, нефридий, выделительных трубочек; должны уметь различать выделительные каналы у плоских червей, нефридии, сократительную вакуоль у простейших, почки у позвоночных

3)      Метапредметные:  Р: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; преобразовывать практическую задачу в познавательную. П: - строить речевое высказывание в устной форме; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. К: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

 

Основные понятия: выделение, сократительная вакуоль, нефридии, выделительные канальца, выделительные трубочки, почки

Межпредметные связи: химия, литература, экология.

Ресурсы: 1) основные: учебник Биология. Живой организм. Н.И. Сонин. Изд-во «Дрофа» 2012 г.2компьютер, обучающая и  наглядная презентация

 Использование  медиапродукта на занятии целесообразно, т.к.

  • существенно повышает эффективность усвоения  материала
  • позволяет развить наглядно-образное, понятийное мышление
  • позволяет сделать образовательный процесс более интенсивным

 

Организация пространства: фронтальная работа, групповая, парная и индивидуальная  работа.

Технология проведения урока (этапы)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (1 мин)

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

1. Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

2. Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.  Устанавливает тематические рамки.

Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть зимнего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек.

Эпиграф к уроку « Старайся дать уму как можно больше пищи»                                           (Л.Н. Толстой)

Сначала мы повторим изученный вами раннее материал, а затем изучить новый.

 Слушают учителя.

Осмысливают эпиграф урока.

К: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других

II. Актуализация знаний

(7  мин)

Цели:

 актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.

Организует актуализацию знаний  ( фронтальная работа)

Давайте все вместе прочитаем текст и попробуем вставить  пропущенные слова.

Животные по способу питания  ______ ( гетеротрофы), они питаются готовыми органическими веществами, переваривая их, расщепляя до ____(простых веществ). Они попадают в ___ ( кровь), которая несёт их к клеткам. В клетках из питательных веществ образуются белки, жиры, углеводы, которые обеспечивают жизнедеятельность клетки. В процессе жизнедеятельности в клетке образуются «отходы» --____( ненужные, и даже  вредные вещества). Из клетки они переходят в кровь, которая уносит их от клеток….

Хорошо, а что же происходит дальше? Об этом мы поговорим немного позже.

 

 

 

 

 

 

Ребята вставляют пропущенные слова в текст, который читает учитель.

Помогают тем, кто затрудняется ответить

 

П:  формулирование ответов на вопросы; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.                        

 Р: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

К: допускать возможность существования у людей различных точек зрения  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

III. Определение темы и цели урока (5 мин)

Цели:

- организовать определение темы урока и постановку цели урока;

 

 Демонстрация опыта: возьмём пробирку, положим в неё кусочек мела, добавим р-р соляной кислоты. Что мы наблюдаем? ( идёт реакция, выделение углекислого газа).

Этот процесс происходит в неживой природе. А как вы думаете, выделение веществ происходит в живой природе?

Правильно, значит о чём мы будем говорить, изучая жизнедеятельность организма? ( о выделении)

Итак, тема нашего урока «Выделение»  и говорим мы сегодня с вами о выделении у организмов животных.

 ( слайд)

Дети выясняют цель урока.

– Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать  на уроке? (выяснять роль выделения в жизни животных, изучать разнообразие органов выделения.)

Записывают тему урока в тетрадь.

С помощью учителя ставят цель урока.

 

П: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;       Р: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

IV. Открытие нового знания (9 мин)

. Цели:

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

 

 

Ребята, а какие свойства характерны для всех живых организмов? ( обмен веществ, питание, выделение, дыхание, рост и развитие, раздражимость, подвижность, размножение)

А какое из них самое важное? ( обмен веществ)

А без каких двух процессов невозможен обмен веществ? ( без питания и выделения) Почему? При питании организм  получает из внешней среды необходимые пит. вещ-ва, которые в дальнейшем переваривает в процессе пищеварения, а затем происходит процесс удаления  ненужных, вредных веществ .

Что же такое выделение?

Выделение-  удаление непереваренных остатков  пищи, а также вредных веществ, которые образовались в процессе жизнедеятельности организма.

Можно ли процесс выделения назвать одним из важнейших процессов жизнедеятельности, защитой от вредного воздействия ядовитых веществ? Ответы учеников.

Осмыслите факт: у человека , если не работают почки , через 5 дней наступает смерть.

Выделительные процессы  направлены на поддержание постоянства внутренней среды организма.

Как вы думаете, у всех ли организмов одинаково происходит выделение? От чего это зависит?

 

Механизм выделения зависит от уровня организации организма (одноклеточный, многоклеточный, беспозвоночный или позвоночный, растение или животное) .

Сейчас вам предстоит в этом убедиться.

Групповая работа учащихся по изучению особенностей выделения у различных  групп организмов. Ученики работают с карточками- заданиями по инструкции, пользуясь учебником. Затем представители каждой группы рассказывают, отвечая на вопросы карточки и показывая на слайде, как происходит выделение .

1-я группа – одноклеточные ( амёба, инфузория туфелька)

2-я группа – плоские черви ( планария)

3-я группа – кольчатые черви ( дождевой червь)

4-я группа – насекомые ( жук)

5-я  группа – позвоночные ( рыбы, земноводные и т. д.)

6- я группа -  человек

Вставка –стих от учителя:: Они как два больших боба

На связках закрепились.

У позвоночного столба

Уютно разместились

Фильтруют почки нашу кровь

С невиданным упрямством,

Чтобы во внутренней среде

Держалось постоянство.

Мы  смолоду должны учесть

Что нам всего дороже:

беречь должны не только честь,

Но наши почки тоже.

Подведем итог:

№  п/п

Группа животных

Чем представлены органы выделения

1

Простейшие

Сократительная вакуоль

2

Плоские черви

Выделительные канальца

3

Кольчатые черви

нефридии

4

Насекомые

Выделительные трубочки (мальпигиевы сосуды)

5

позвоночные

почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал

Запись в тетрадь учащимися.

 Механизм  выделения позвоночных зависят от среды их обитания. Так, у рыб в выделении принимают участие еще и жабры. У рыб и земноводных почки прилегают к спинной стороне тела в виде продолговатых лент, у пресмыкающихся они называются тазовыми почками. У птиц мочеточники сразу открываются в клоаку, у них нет мочевого пузыря (как вы думаете, почему?). Млекопитающие не имеют клоаки, но имеют мочевой пузырь и парные бобовидные почки, расположенные в поясничной области рядом с позвоночником (см. рисунок учебника).

 

В какую сторону шла эволюция выделительных систем?

эволюция выделительной системы шла по пути создания специализированных органов, обеспечивающих удаление из организма ненужных, вредных веществ, которые образуются в процессе жизнедеятельности.

 

Выделительные функции у позвоночных выполняют  и другие органы, относящиеся к разным системам. Попробуем назвать их. (Учебник стр. 86)

Легкие – углекислый газ, вода.

Кожа – вода, мочевина, соли натрия.

Почки – вода, мочевина, мочевая кислота, соли.

Кишечник – минеральные соли, некоторые органические вещества.

 

Вместе с учителем отвечают на вопросы, помогающие раскрыть тему урока.

 

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают учителя.

 

Работают с текстом

 

 

 

 

 

 

Обсуждение проблемы.

 

 

 

 

 

 

Работа в группах. Работа с учебником.

Составление ответов на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполнение таблицы в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя.

 

Дают ответ на вопрос.

 

 

Для облегчения веса при полете.

 

Работают с рисунком учебника

стр. 87

 

Формулирование выводов

 

 

П: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; формулирование ответов на вопросы; описание предмета; 

К: умение оформлять свои мысли в устной форме;

Физминутка ( 3 мин)

 

1.упражнения на снятие утомления с плечевого пояса.

2. упражнения на снятие утомления с   кистей рук.

3.на снятие напряжения с глаз.

 

 

V.  Закрепление материала

(4 мин)

Цель:- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

 

 

 

 

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(7  мин)

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону, самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Соберите из карточек определение « выделение» ( парная работа)

В начале урока мы с  вами вставляли пропущенные слова в тексте, но как вы помните мы его с вами не дочитали.

Читаем дальше опираясь на схему: Из клетки ненужные вещества переходят ____(в кровь), которая впоследствии попадает у позвоночных животных в основной орган выделения ____ ( почки) В них кровь ____(очищаетс)я. Очищенная кровь течёт в организм, а жидкие вредные продукты жизнедеятельности клеток, образуя ____(мочу), по мочеточникам попадает в______( мочевой пузырь), откуда удаляются во внешнюю среду.

 

Работа по биологическим терминам. (Термины находятся на экране.)

1.     Выделение.

2.     Сократительная вакуоль.

3.     Нефридии.

4.     Выделительные канальцы.

5.     Мальпигиевы  сосуды.

6.     Почки

7.     Нефрон

Соотнесите их с определениями ( читает учитель).

Взаимопроверка. Оценивание работ.

Под руководством учителя работают в парах.

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

После выполнения этой работы делается проверка.

 

Выполняют самопроверку по эталону.

 

 

 

 

П: умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

К: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Р: умение работать по коллективно составленному плану

VII.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

(3 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

 

  -  О чем мы сегодня говорили на уроке?    -   Что нового узнали?     -   Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться?                                                                                

   -  Оцените свои достижения на уроке.  Кто доволен своей работой, все ли было понятно?

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку.

Р: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Л: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»

Домашнее задание

( 1 мин)

изучить п. 13 «Выделение»  стр. 84-87. Выполнить задания в рабочей тетради   по теме «Выделение животных» № 98-101

 

 

   

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока биологии 6 класс "Выделение у животных организмов""

Настоящий материал опубликован пользователем Жерновая Светлана Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Скачать материал
    • 28.01.2017 6530
    • DOCX 32.2 кбайт
    • 246 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Жерновая Светлана Николаевна
    Жерновая Светлана Николаевна

    учитель биологии

    • На сайте: 8 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 11737
    • Всего материалов: 3

    Об авторе

    Категория/ученая степень: Первая категория
    Место работы: МКОУ СОШ № 9
    Моя профессиональная деятельность началась в школе в 1994 году.. Работаю в 5 -11 классах. Цель моей работы - заинтересовать каждого, кто приходит ко мне на урок. Наглядность при изучении биологии - основной метод. Ребята хотят посмотреть, потрогать, поэкспериментировать. Являюсь также заведующей учебно-опытного участка в школе. Это еще одна возможность для познания, эксперимента.

Рабочий лист по биологии "Выделение у животных"

Файл будет скачан в форматах:

  • pdf
  • docx
1921
44
15.10.2023
«Инфоурок»

Материал разработан автором:

Куликова Полина Алексеевна

учитель биологии и химии

Об авторе

Категория/ученая степень: Высшая категория
Преподаватель и методист со стажем, имеющий опыт работы в оффлайн и онлайн образовании. Наглядность - мой приоритет в методических материалах. Мои разработки включают в себя: доступные схемы, таблицы, вопросы для рассуждения, яркие и красочные иллюстрации. Всё это позволяет вовлечь ребенка в познавательную деятельность, пробудить его любопытство и помочь ему полюбить биологию.
Подробнее об авторе
Рабочий лист по биологии "Выделение у животных" - универсальный дидактический материал, который можно интегрировать в урок, использовать в качестве дополнительного и домашнего задания. Подходит под УМК Пасечника "Линия жизни", 8 кл. Материал представлен в 2-х форматах: в формате pdf, готовом для печати, и в формате docx, доступном для редактирования.

Краткое описание методической разработки

Рабочий лист по биологии "Выделение у животных" - универсальный дидактический материал, который можно интегрировать в урок, использовать в качестве дополнительного и домашнего задания. Подходит под УМК Пасечника "Линия жизни", 8 кл.

Материал представлен в 2-х форматах: в формате pdf, готовом для печати, и в формате docx, доступном для редактирования.

 

Развернуть описание
Смотреть ещё 5 704 курса

Методические разработки к Вашему уроку:

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

7 275 837 материалов в базе

    • Все категории
    • SEO
    • SMM
    • UX/UI-дизайн
    • Авиастроение
    • Авиация
    • Автомобилестроение
    • Адаптивная физическая культура и спорт
    • Администрирование баз данных
    • Алгебра
    • Английский язык
    • Антитеррористическая защищенность
    • Аппликация
    • Архивное дело
    • Архитектура и проектирование
    • Астрономия
    • Атомная промышленность
    • Аудит
    • Банковское дело
    • Безопасность на транспорте
    • Белорусская литература
    • Белорусский язык
    • Библиотечное дело
    • Бизнес-аналитика
    • Биология
    • Бренд-менеджмент
    • Бухучёт
    • Бытовые услуги
    • Бьюти-услуги
    • Верификация и тестирование программного обеспечения
    • Вероятность и статистика
    • Внеурочная деятельность
    • Водоснабжение и водоотведение
    • Возрастная психология
    • Волонтёрство
    • Всеобщая история
    • Вышивание
    • ВЭД
    • Вязание
    • География
    • Геодезия и топография
    • Геометрия
    • Городской транспорт
    • Гостиничные услуги
    • Государственное и муниципальное управление
    • Градостроительство и урбанистика
    • Гражданская оборона
    • Гуманитарные науки
    • Декор
    • Декоративно-прикладное искусство
    • Деловой протокол и этикет
    • Делопроизводство
    • Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность
    • Диетология
    • Директору, завучу
    • Доп. образование
    • Дорожное строительство
    • Дошкольное образование
    • Другое
    • Духовно-нравственное воспитание
    • Естествознание
    • Железнодорожные перевозки
    • Живопись, графика, скульптура
    • Животноводство
    • ЖКХ
    • Журналистика
    • Закупки
    • Здравоохранение и медицинские науки
    • Землеустройство и кадастры
    • Издательское дело
    • ИЗО, МХК
    • Инвестиционная деятельность
    • Индивидуальный проект
    • Инженерное дело, технологии и технические науки
    • Инклюзивное образование
    • Иностранные языки
    • Интернет-маркетинг
    • Информатика
    • Информационная безопасность
    • Искусство
    • Искусство и культура
    • История Беларуси
    • История России
    • Казахский язык
    • Казначейское дело
    • Каникулы с пользой
    • Кинопроизводство и анимация
    • Классному руководителю
    • Клиническая психология
    • Копирайтинг
    • Корпоративные финансы
    • Коррекционное обучение
    • Косметология
    • Коучинг
    • Кредитный брокеридж
    • Культурология
    • Ландшафтное проектирование
    • Легкая и текстильная промышленность
    • Лепка
    • Лесное хозяйство
    • Летний лагерь
    • Литература
    • Литературное творчество
    • Литературное чтение
    • Логистика
    • Логопедия, Дефектология
    • Математика
    • Математические и естественные науки
    • Медиакоммуникации
    • Медиация
    • Медико-социальная экспертиза
    • Медицина
    • Международные отношения
    • Мелиорация
    • Менеджмент качества
    • Металлургическое производство
    • Мобильная связь
    • Молодёжная политика
    • Мотивационные материалы
    • Музейная деятельность
    • Музыка
    • Музыка
    • Налоги и сборы
    • Науки об обществе
    • Начальные классы
    • Недвижимость
    • Немецкий язык
    • ОБЗР
    • Оборона и безопасность государства. Военные науки
    • Образование и педагогические науки
    • Обращение с отходами
    • Обучение грамоте
    • Общественные организации
    • Обществознание
    • Окружающий мир
    • Олигофренопедагогика
    • Опека, попечительство, патронаж
    • Организационное и документационное обеспечение управления
    • Организация питания
    • ОРКСЭ,ОДНКНР
    • Основы безопасного поведения
    • Основы российской государственности
    • Основы финансовой грамотности
    • Охрана
    • Охрана труда
    • Патриотическое воспитание
    • Педагог-психолог
    • Первая помощь
    • Перевод, иностранные языки
    • Пищевая промышленность
    • Подготовка к ВПР
    • Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ
    • Подготовка к ЦТ и ЦЭ
    • Подготовка руки к письму
    • Пожарная безопасность
    • Поисково-спасательные работы на акватории
    • Полиграфическое производство
    • Политические технологии
    • Политология
    • Почтовая связь
    • Право
    • Право и судебное администрирование
    • Правоведение
    • Правовое воспитание
    • Праздники и памятные даты
    • Предпринимательство
    • Предупреждение коррупционных правонарушений
    • Природоведение
    • Продажи
    • Производство машин и оборудования
    • Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования
    • Профилактика безнадзорности и правонарушений
    • Профориентация
    • Профориентация
    • Психологическое консультирование
    • Психотерапия
    • Работа с инвалидами и лицами с ОВЗ
    • Работа с пожилыми
    • Работа с семьей
    • Радиотехника
    • Развитие речи
    • Развитие социальных отношений
    • Развлечения и отдых
    • Разговоры о важном
    • Разработка компьютерных игр
    • Разработка программного обеспечения
    • Ракетно-космическая промышленность
    • Растениеводство
    • Реабилитационная работа
    • Регионоведение
    • Редактура и корректура
    • Реклама
    • Религиоведение
    • Робототехника
    • Родная литература
    • Родной язык
    • Русский язык
    • Русский язык и культура речи
    • Русский язык как иностранный
    • Рыболовство
    • Связи с общественностью
    • Сексология и парная терапия
    • Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки
    • Семейная психология
    • Сквозные виды деятельности
    • Социальная работа
    • Социальному педагогу
    • Социология
    • Специальная психология
    • СПО
    • Спорт
    • Страхование
    • Строительно-монтажные работы
    • Судейство и организация спортивных мероприятий
    • Судостроение
    • Судоходство
    • Сурдопедагогика
    • Сырьевая промышленность
    • Театр и сценическое искусство
    • Телекоммуникации
    • Теоретические основы проектной деятельности
    • Техносферная безопасность
    • Тифлопедагогика
    • Торговля
    • Транспортная безопасность
    • Тренерство
    • Труд (технология)
    • Трудовое воспитание
    • Туристские услуги
    • Тьюторское сопровождение
    • Украинский язык
    • Управление изменениями
    • Управление маркетингом
    • Управление организацией
    • Управление персоналом
    • Управление проектами
    • Управление рисками
    • Управление транспортными средствами
    • Фармацевтика
    • Физика
    • Физическая культура
    • Философия
    • Фитнес
    • Формирование ЗОЖ
    • Формирование основ гражданственности и патриотизма
    • Фотография
    • Французский язык
    • Функциональная грамотность
    • ФЭМП
    • Химическое производство
    • Химия
    • Хореография
    • Черчение
    • Шахматы
    • Шитье
    • Школьная библиотека
    • Школьное самоуправление
    • Школьному психологу
    • Школьные экскурсии
    • Школьный музей
    • Экологическая безопасность
    • Экологическое воспитание
    • Экология
    • Экономика
    • Экскурсионная деятельность
    • Эксплуатация зданий и сооружений
    • Электроэнергетика
    • Юридическое консультирование
    • Другое
    • Все учебники
    • Все темы
Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Оформите подписку «Инфоурок.Маркетплейс»

Вам будут доступны для скачивания все 242 155 материалов из нашего маркетплейса.

В «Маркетплейсе методических разработок» зарабатывают обычные учителя:

Хочу также

Мини-курс

Формирование и развитие кадрового потенциала организации

4 ч.

699 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Пищевая безопасность и здоровье

4 ч.

699 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Здоровьесбережение и физическое развитие школьников

3 ч.

699 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 20 человек
Смотреть ещё 5 704 курса