Каким будет ритейл в России к концу 2022 года?

Каким будет ритейл в России к концу 2022 года?, image #1

Дальнейшее развитие и наиболее популярные направления в ритейле интересуют активных участников рынка. И мы задались рядом вопросов:

  • А что же дальше?
  • Какие магазины наиболее популярны у покупателей?
  • Стоит ли рознице перепрофилироваться и снижать цены?
  • Каким будет ритейл в России к концу 2022 года? И другими.

На вопросы отвечают представители компании Cleverence: Евгений Яицкий — Руководитель проектов, Никита Григорьев — Руководитель отдела маркетинга, Всеволод Мартынов — Заместитель руководителя отдела маркетинга.

1. Lasmart прогнозировал смещение групп потребителей в России
в первые месяцы 2022 года из высокого и среднего ценового сегментов
в более низкие, особенно на рынке продовольственных товаров.
С последующим ростом доли покупателей с самой низкоценовой потребкорзиной на 15%. Вы согласны с такой оценкой? Ожидаете ли вы дальнейшего перехода сетевых ритейлеров в формат мягких дискаунтеров? Если да, то какой части?

Евгений Яицкий: Экономическое состояние нашего общества за последнее время ухудшилось, есть отток покупателей из классических магазинов в онлайн и дискаунтеры, просто ради экономии средств. Будет ли продолжаться этот отток в дальнейшем? Мое мнение — будет, но не с такой скоростью, как это было в предыдущие два года. Проседание уже случилось, но со временем эта кривая будет выравниваться.

2. Как вы считаете, появятся ли в России новые жёсткие дискаунтеры?

Евгений Яицкий: Я считаю, что в текущем состоянии это практически невозможно.

3. За счёт чего дискаунтеры обеспечивают низкие цены, помимо экономии на выкладке товаров и на аренде помещений?

Евгений Яицкий: Они обеспечивают низкие цены за счёт экономии на аренде, качестве обслуживания покупателей, на цене товаров, на степени автоматизации, на сокращении персонала. Например, из пяти сотрудников оставляют четверых, которые выполняют работу пятого. Это возможно только за счёт увеличения автоматизации. И наша компания решает эту задачу. Низкие цены могут получить сети, которые в огромном количестве закупают товары. Новичкам в торговле тяжело: производители вряд ли будут давать большие скидки на маленькие объёмы закупа. А вот крупные сети, которые сегодня успешно ведут бизнес на рынке, могут выделить одно подразделение и сделать из него дискаунтер.

4. По данным InfoLine, жёсткие дискаунтеры («Светофор», «Доброцен»
и другие) растут на 20-40% в год и по количеству открытых магазинов,
и по выручке. Как долго, по вашим прогнозам, продлится такой быстрый рост?

Никита Григорьев: Сегодня сложно давать какие-то прогнозы. Рынок нестабилен. И тот, кто вчера ещё был лидером, вполне может начать терять выручку просто потому, что не имеет интернет-магазина или бесплатной доставки, как у маркетплейсов.

5. Как изменится рынок ритейла из-за роста популярности мягких и жёстких дискаунтеров? Придётся ли крупным сетевым игрокам подстраиваться под изменившуюся модель потребления? Пострадает ли их бизнес, если они не сумеют подстроится, как например, «Ашан»
и Metro, которые по данным InfoLine в 2021 году вылетели из топ-10 ритейлеров по объему выручки?

Никита Григорьев: Популярные текущие сетевые игроки попытаются отстроиться от дискаунтеров, потому что конкурировать с ними — уйти
в другую область, менее прибыльную, более жёсткую. Они попытаются показать высокую степень обслуживания, качество товаров, ассортимент не такой, как у жёстких дискаунтеров, чтобы сохранить часть существующих покупателей. Отток покупателей будет идти не только
от классических сетевых магазинов к дискаунтерам, но и в онлайн. Второго игрока тоже можно отнести к дискаунтерам — складские помещения и, конечно, специфические бизнес-процессы, связанные с быстрой обработкой заказов, быстрой доставкой и чёткой логистикой. Но они экономят на фонде площадей, которые требуется содержать под магазины — большой процент экономии. И за счёт этого могут предлагать очень интересные цены. Что мы, собственно, и видим. Плюс к этому добавляются ковидные ограничения.
Всеволод Мартынов: Сейчас сложился своеобразный тандем из ковида и сложной экономической ситуации в стране. С одной стороны высокая доля потребительского спроса идет на FMCG, особенно у людей с низкими доходами — порядка 50% уходит на товары первой необходимости. Такая тенденция прослеживается на протяжение трех лет. Соответственно спрос на дискаунтеры будет только расти. С другой стороны, популярность онлайн покупок: скорее всего онлайн у офлайна будет забирать большую часть покупателей за счёт того, что внутри многие процессы оптимизированы с помощью автоматизации. Офлайн-магазинам стоит задуматься, как быть эффективным на всех точках — от заказа товара
в магазин до процессов возврата и выбытия. Магазинам и ритейлам
в нынешних условиях, связанных с обязательной маркировкой товара, необходимо внедрять разные средства автоматизации. Есть большой рынок инструментов, и кроме онлайн касс ещё есть и другие способы автоматизировать процессы.
Евгений Яицкий: Выбытие всех маркированных товаров из оборота осуществляется в момент передачи их курьеру. Это значит, что когда на складе собрали товар, должны зафиксировать коды маркировки. И в момент передачи должны отправить в “Честный ЗНАК” данные о выбытии.
Всеволод Мартынов: Возможно появление новых жёстких дискаунтеров. Они характеризуются наличием больших площадей — складов, где, по сути, нет классических продавцов, а есть кладовщик–продавец. Для того чтобы такой персонал был эффективен на большой площади, ему нужен какой-то инструмент, который позволит знать остатки в зале и правильно делать выкладку. А для своевременного формирования заказа нужна мобильная информация о продукции. Чтобы быть конкурентоспособными, магазинам необходимо постоянно иметь товар на полках. А чтобы это отслеживать, нужна автоматизация. Без этого никуда — новые требования маркировки требуют жёсткой отчетности. В том числе и для розничных магазинов: если не хотите на кассе узнавать, что продаёте не тот товар, который принимали по документам, лучше на входе сканировать все марки. Также автоматизация позволяет снизить планку по персоналу. Выдавая сотруднику мобильный компьютер, вы можете быть уверены, что все процессы будут выполнены правильно. Потому что система устроена так, что защищает от ошибок разного рода.
Евгений Яицкий: Такой подход ещё и мотивирует персонал, так как их зарплата в основном зависит от объёма проделанной работы.
Всеволод Мартынов: Число онлайн покупок выросло за год практически
в 1,5 раза, и будет продолжать расти дальше. Отсюда следует вывод, что дискаунтерам, для того чтобы выжить, необходимо автоматизироваться.
Евгений Яицкий: Сэкономить можно ещё за счёт перекладывания работы
с магазина на самого покупателя. Система самосканирования товара устроена так, что покупатель берёт на входе терминал сбора данных, идёт по торговому залу и сам сканирует товар — готовит предчек. Он может
в режиме реального времени видеть общую сумму покупки. И обслуживать сам себя. А покупку оплачивает на киоске самообслуживания, без участия кассира. Но его выборочно проверяют. Соответственно, магазин несёт меньше расходов на зарплату кассиров, меньше требуется выделенной площади под кассы. Автоматизация все эти условия обеспечивает сразу. Также можно сэкономить и на охранниках. Например, в Ikea покупатель сам себя пропускает, сканируя чек. Но только при условии, что чек пробит не более 15-20 минут назад.
Никита Григорьев: Замечается такая тенденция на российском рынке, что персонал стал на несколько ступеней выше и чувствует себя более грамотным, образованным. Люди стали понимать все эти инструменты.
И за владение этими инструментами хотят получать намного больше денег, чем ранее. Особенно это критично на данный момент в ритейле.
Я работал в больших компаниях, в том числе уже полностью автоматизированных, которые активно развиваются на протяжение последних 10-12 лет. Если сравнивать с не автоматизированными сетями, какие были в то время, когда ценники печатали вручную, а товары принимались по бумажкам, тогда требовалось больше персонала. Сейчас потребность в человекочасах сильно меньше за счёт применения различного оборудования для автоматизации бизнеса. Есть еще одна тенденция: иностранные компании покидают российский рынок по причине отсутствия выгоды. Например, после приобретения Лентой Биллы качество товаров снизилось. Возможно, покупка, переезды и трансформация стоили очень дорого, поэтому цены в Ленте держатся на прежнем высоком уровне.
Если появится более крупная компания, чем X5 Retail Group, готовая вложить огромные средства и быть конкурентоспособной, то новые дискаунтеры вполне смогут попытать счастья на рынке. Есть такой тренд, что ритейлеры, онлайн-гипермаркеты, дарксторы называют себя IT-компании, потому что приходится создавать очень большую инфраструктуру. Когда такие компании начинают экономить на линейном персонале, на внутренней разработке, на развитии собственной интеллектуальной инфраструктуры, которую людям иногда жалко отдать на аутсорс, они выгорают, теряя позиции на рынке. Компании конкурентные, более опытные, ищут готовые решения, пытаются внедрить эти процессы у себя, развиваются намного быстрее, потому что это позволяет им использовать всю мощь и опыт самого рынка.
Евгений Яицкий: Каждая компания должна концентрироваться на главной для себя линии, а всё остальное отдавать на аутсорс. Цель автоматизации — избежать человеческого фактора в текущих бизнес-процессах. Наглядный пример с ценниками, закодированными в штрихкод: при проверке сотруднику не приходится производить мониторинг и запоминание цен. Он просто проводит сканером по штрихкоду и получает нужную информацию. Если цена не актуальная, система сама оповещает об ошибке.
Никита Григорьев: В связи с тем, что сегодня система маркировки товаров и их прослеживаемость от производителя до прилавка и конечного покупателя активно набирает обороты, вряд ли дискаунтеры смогут развиваться ещё быстрее. Связано это с тем, что основная масса производителей товаров народного потребления в России — это достаточно мелкие компании, которые, как показывает практика маркировки с самого начала её внедрения в РФ, боятся этой системы. Готовиться к неизбежным процессам заранее не хотят, а автоматизируют складские процессы и операции в момент, когда совсем прижало. В связи с этим многие мелкие компании уходят с рынка. Большие не автоматизированные компании не могут расширяться достаточно быстро. Особенно учитывая, что сегодня очень много импортных товаров с задержкой поступают на российский рынок, а поставки некоторые и вовсе прекратились. Соответственно, как только оборот и производство этих товаров начинает падать, цены становятся уже не такими низкими, чтобы те же самые дискаунтеры могли на этом рынке конкурировать.
И если дискаунтер не сможет обеспечить большого количества товаров на своих прилавках, — независимо даркстор это или оффлайн-магазин, —- вовремя не сделав ряд шагов по автоматизации, то он просто превратится в обычный сетевой супермаркет. Терминал сбора данных становится помощником в работе: даёт алгоритм, позволяющий работать более точно, не оставляя место для ошибки. ТСД является ещё и обучающим инструментом, т.е. помогает HR-у обучать сотрудников. Как, например, это было в Леруа Мерлен: софт и тесты повышения квалификации не на бумаге, а внутри мобильного компьютера. И это уже становится некой корпоративной культурой. Процессы автоматизации должны быть в единой связке — начиная от выкладки, заканчивая HR и поведением, работой продавца.

6. Каким вы видите рынок ритейла в России по итогам 2022 года?
С долями разных видов магазинов. Например (цифры условны),
10% рынка займут жёсткие дискаунтеры, 20% — мягкие, 50% — маркетплейсы, 20% — классические магазины.

Никита Григорьев: В процентном соотношении здесь указаны только мягкие и жёсткие дискаунтеры, маркетплейсы и классические магазины.
А куда делись дарксторы? Это неумирающий формат. А может даже заменяющий те же самые дискаунтеры.
Всеволод Мартынов: Да, есть ожидание, что доля классических магазинов будет снижаться: часть уйдет в онлайн, потому что процент таких покупок с каждым годом становится всё выше. А последние исследования сбер-аналитиков показали, что их количество увеличилась в 2021 году на 3,4 млрд. Большая часть будет уходить в онлайн, потому что пандемия внесла свои изменения в процесс покупок. Если раньше нужно было в каких-то крайних случаях покупать товары в онлайн-магазинах, то сейчас это стало нашей повседневной реальностью. Поэтому оффлайн-магазинам будет
в разы сложнее выдерживать конкуренцию с онлайн. Преимущество онлайн
в том, что там многие процессы отлажены благодаря точечной автоматизации, и покупатели быстро получают свой товар. Оффлайн-магазины несут множество издержек, а содержание персонала требует немалых затрат.
Евгений Яицкий: Вывод и рекомендация могут быть такими: Оффлайн сегменту ритейла, в том числе и дискаунтерам, будет не просто выдержать возрастающую конкуренцию с онлайн площадками, где всё чётко и отлажено, в частности благодаря точечной автоматизации процессов. Потребуется увеличить эффективность на каждом этапе работы — от заказа продукции до формирования возвратов. Здесь владельцам
и управляющим магазинов стоит шире взглянуть на современные инструменты автоматизации и понять, что одних онлайн-касс в магазине недостаточно для эффективного управления, особенно в условиях новых маркировок. Мир меняется, и то, что было популярно и востребовано ещё вчера, сегодня уже уступает место другим направлениям бизнеса. Как бы там ни было, всегда нужно анализировать рынок, обращать внимание на новые течения и инструменты развития. И тогда ваша компания точно
не окажется где-то на задворках рынка, а будет более эффективна
и производительна в сравнении с конкурентами.
165 views·2 shares