Подборка современной литературы про учителей и школьную жизнь

Алешина Маргарита Вячеславовна

Лето...Отпуск...Есть возможность почитать больше, чем обычно! И сегодня я хочу поделиться с вами подборкой современной отечественной прозы о школьной жизни, учителях и учениках.

1) Я хочу в школу

Авторы: Жвалевский Андрей, Пастернак Евгения

Рисунки Веры Коротаевой.

Издательство “Время”, 2012 г.

"Я хочу в школу" - кажется, наивней названия для книги о школьных буднях не придумаешь. Любой школьник моложе 60 лет берется за книгу “Я хочу в школу” со снисходительной усмешкой наготове. Но.

В этой школе играют в "мафию". Название предмета, на котором преподают такие вещи, не указано, но, судя по всему, в учебной программе привычного нам вида это что-то вроде социальных знаний. Литература - вообще не предмет: сел в коридоре с книжкой - и читай (кстати, именно так к ней и относятся читающие люди). Английский - индивидуально, и учитель ощупью ищет, чем можно заинтересовать подростка. В качестве физкультуры - участие в проектах вроде "Выживание в горах". Словом, здесь все настоящее, все проверяется делом.

Команда "Птицы" - а это и есть герои, от лица которых рассказывается история, учится работать вместе, как космонавты перед полетом на Марс, и отстаивать свою точку зрения - пока на смешные темы. Скажем, аргументировать теорию происхождения человека от птицы - но при этом всерьез: грамотно, без излишних эмоций, приводя факты.

Когда школу для одаренных детей закрывают, они оказываются в совершенно других условиях. Им не понятны методы обучения новых учителей, но им по силам все изменить. Все описанное - почти не фантастика, все можно попробовать и шансов на успех достаточно. Но что для этого нужно? Отличная тема для дискуссии за чашкой чая с пирогом.

2) Хитрый Зубов 

Автор: Гиваргизов Артур

Художник: Двоскина Е.

Издательство: Дрофа Плюс, 2006 г.

3) Записки выдающегося двоечника

Автор: Гиваргизов Артур Александрович

Художник: Покалев Максим

Издательство: Эгмонт, 2012 г.

Эти книги лучше всего читать в начале учебного года. Или в середине. Да и вообще во всякое время, когда смерть, как не хочется в школу. Во время прочтения выяснится: это ужасно смешно - ходить в школу. И уроки делать смешно. Главное, рассказы короткие. Их вполне можно между двумя уроками прочесть. В качестве лекарства от унылости. Лучше, чтоб сначала школьники любую из книг Гиваргизова прочитали самостоятельно. Тогда вслух ее будет читать смешнее. И лучше в несколько голосов, то есть разыгрывая книжный театр.

4) Воспоминания о школе

Автор: Джованни Моска (Пер. А. Еремеевой)

Издательство “КомпасГид”, 2012

"Воспоминания о школе" - книга-исповедь, книга-воспоминание итальянского писателя, журналиста, переводчика и карикатуриста Джованни Моска.

В 1980х в "Ералаше" показывали историю о молодом учителе, чемпионским выстрелом из рогатки пристрелившим муху и тут же, не обращая внимания на аплодисменты, спокойно начавшего урок: "Начнем с глаголов. Я стреляю, ты стреляешь, он стреляет… Гверрески, к доске." Помните? Да-да, в муху стрелял молодой Геннадий Хазанов, а Евгений Моргунов играл директора. Именно из книги "Воспоминание о школе" и была выдернута эта история.

Предыстория же такова. Если бы молодого Джованни Моска не ждала дома голодная семья, он, вероятно, сбежал бы - так же, как и его предшественник. Пятый "В" остался бы без укротителя, и кто знает, как бы сложилась эта история. Но все случилось так, как случилось.

Господин Моска, правда, выглядит не очень солидно - больше похож на старшеклассника, чем на учителя. И еще больше похож на самозванца: когда никто не видит, он играет стеклянными шариками и стреляет из рогаток, отобранных у учеников во время урока. И совершенно не собирается их возвращать. В его классе не учат длинные торжественные стихи. Черт знает что творится в этом классе! Не иначе, как именно за это его так любит пятый "В". Книга очень смешная, реальная, полезная и вдохновляющая. И до сих пор актуальная, хоть и была написана более 20 лет назад.

5) Как дневник. Рассказы учительницы

Автор: Марина Аромштам.

Издательство "КомпасГид", 2012

Что должна уметь учительница? Сделать так, чтобы слушали и слышали. Заставить поверить в свои силы - незаметно. Уметь на ходу изготавливать сундук с кладом. И находить ключ - тот самый ключ от тех самых дверей.

Марина Аромштам профессионально и очень человечно делится своим опытом. Это методическое пособие - есть в нем, например, тематические советы из серии "как устроить посвящение дошколенка в первоклассники". Но! Это не методическое пособие в классическом его понимании. Потому как написано в полушуточной и игровой форме, содержит заметки учительницы, ее наблюдения и размышления. В книге нет готовых рецептов, но есть просто жизнь одной учительницы начальных классов.

6) Когда отдыхают ангелы
Марина Аромштам
Издательство «КомпасГид», 2011

В этой книге два главных героя. Первая – Марина Семёновна, или, сокращенно, Марсём, прогрессивная и демократичная учительница младших классов. Большая поклонница Януша Корчака и нетрадиционных методов обучения. За что ее, мягко говоря, не очень понимают остальные учителя обычной школы.

Вторая – девочка Алина, которая пошла в первый класс самой обычной школы. И попала к самой обычной учительнице, которая любила повторять, что она занимается с дураками, и не понимала, почему, если она дала задание нарисовать одну неваляшку, Алина нарисовала трех. Я, прочитав этот момент, невольно вздрогнула. Уж очень хорошо мне это напомнило мое собственное школьное детство. Вот и Алинин дедушка вздрогнул. И перевел ее в класс Марсём.

А там началось! Битва с драконом Дрэгоном, посвящение в Рыцари, бал в настоящих бальных платьях с участием родителей – чем не сказочная жизнь?

Автор книги, Марина Аромштам, сама много лет проработала в школе учительницей начальных классов. И если действительно приемы, описанные в книжке, она использовала в своей педагогической практике, то ее ученикам можно только позавидовать. А нам, родителям, погрустить, что нет такого института, в котором бы выращивали и отправляли к детям таких учителей.

7) Взгляд кролика
Кэндзиро Хайтани, перевод Елены Байбиковой
Издательство «Самокат», 2010

Фуми Котани – молодая учительница. Она пришла в первый класс районной школы японского города Осака сразу после института, поэтому поначалу ей было сложно справиться с целым классом непослушных детей. Тем более, что среди детей обычных и даже состоятельных родителей есть дети бедняков, заводских рабочих, которые ведут себя не всегда в рамках приличий.

Вот хотя бы этот сирота Тэцудзо, от которого вся школа плачет. Мало того, что ни с кем не разговаривает и работать на уроке отказывается, так еще и напал на одноклассника и расцарапал ему до крови лицо. Фуми не оставила это происшествие. Она пошла к Тэцудзо домой и стала каждый день, в свое личное время, с ним заниматься. И выяснилось, что он не безнадежный хулиган, в чем была уверена вся школа, а очень умный и одаренный мальчик.

Роман японского писателя и учителя Кэндзиро Хайтани вышел в Японии сорок лет назад, но темы, которые он затрагивает, актуальны и сегодня. Он о том, что для того, чтобы понять детей, их проблемы и поведение, недостаточно громкого голоса и воспитательных мер. А нужно попробовать посмотреть на мир их глазами, и тогда многое станет ясно.

8) Географ глобус пропил

Алексей Иванов

Внешне сюжет книги несложен. Молодой биолог Виктор Служкин от безденежья идет работать учителем географии в обычную пермскую школу. Он борется, а потом и дружит с учениками, конфликтует с завучем, ведет девятиклассников в поход - сплавляться по реке. Еще он пьет с друзьями вино, пытается ужиться с женой и водит в детский сад маленькую дочку. Он просто живет… Но эту простую частную историю Алексей Иванов написал так отчаянно, так нежно и так пронзительно, что "Географ глобус пропил", как это бывает с замечательными книгами, стал историей про каждого. Каждого, кто хоть однажды запутывался, терялся в жизни. Каждого, кто иногда ощущал себя таким же бесконечно одиноким, как Виктор Служкин. Каждого, кто, несмотря на одиночество и тоску, никогда не терял способность чувствовать и любить.

9) Елка. Из школы с любовью, или Дневник учительницы

Камаева Ольга

Пронзительный и лиричный роман о молодой и увлеченной своим делом учительнице Елене Константиновне по прозвищу Ёлка и о ее столкновении с жесткими и не самыми благовидными реалиями современной школы.

«Идеалистка», — вздыхали ей вслед одни.

«Дура», — вертели пальцем у виска другие. А она верила, что сможет что-то изменить — ведь в школе все зависит от учителя.

«Ты же через полгода сбежишь», — убеждали ее пессимисты.

«Максимум, через год», — великодушно давали отсрочку оптимисты.

«Вы — лучшая!» — писали ей ученики.

«Им дают, а они еще недовольны… Зажрались», — выговаривала ей в спину чиновница.

А она все повторяла: «У меня получится!» И опять шла на урок в свой 9-й класс…

10) Училка

Наталия Терентьева

Ее жизнь похожа на сказку, временами страшную, почти волшебную, с любовью и нелюбовью, с рвущимися рано взрослеть детьми и взрослыми, так и не выросшими до конца.

Рядом с ней хорошо всем, кто попадает в поле ее притяжения, – детям, своим и чужим, мужчинам, подругам. Дорога к счастью – в том, как прожит каждый день. Иногда очень трудно прожить его, улыбаясь. Особенно если ты решила пойти работать в школу и твой собственный сын – «тридцать три несчастья»…

Но она смеется, и проблема съеживается под ее насмешливым взглядом, а жизнь в награду за хороший характер преподносит неожиданные и очень ценные подарки.

Из этой подборки лично я читала последнюю книгу. И вот, что я о ней думаю:

Данная книгу купила по двум причинам:во-первых, профессия, куда без нее, во-вторых, нужна была книжка,чтобы скрасить время в маршрутке по дороге на работу. Думала, ничего особенного,тк книжка явно из разряда chicklit. Однако, начав читать,оторваться уже тяжело,поэтому руки автоматически тянулись почитать и перед сном,даже когда очень хотелось спать, интерес пересиливал.

Читая книжку, я сопереживала главной героине и сравнивала себя с ней, порой ставила на ее место и думала,как бы я поступила на ее месте в различных ситуациях (педагогических ситуаций-хоть отбавляй, никаких учебников по педагогике и психологии не надо). Невольно вспоминала и свой первый год в гимназии,когда мне досталась вся сборная солянка из дураков,лодырей и заядлых хулиганов, с которыми никто не хотел работать. Был у меня мальчик, который во время урока телепортировался под стол, дергал меня за ноги,гавкал, снимал носки с других мальчиков, грозился записать разговор на диктофон. И лежащие на парте одиннадцатиклассники,которым море по колено, тоже были в моей практике. Тоже вспомнила, как в школе вынуждали ставить хорошие оценки только потому,что родители школе телевизоры подарили. Или потому что родители- просто авторитетные люди, дарят хорошие подарки директору.

Все действительно так,как написано в книге. Дети сейчас другие, бесполезно абсолютно сравнивать их с собой. у них другие интересы,другие ценности,точнее их отсутствие. Герои книги так и говорят: "Вы остались там, а мы пришли сюда, где их уже нет. Другой мир. И мы другие." Прекрасно характеризует современных детей и сама героиня: "Нет, не понимаю, не умею, другой мир, другой язык, другие ценности. Не читали те книги, которые читала я, и никогда их не прочитают. Они прочитают краткое содержание, кто куда пришел, кто женился, кто умер. Ответят на тесты, выбирая из ненормальных ответов самый логичный, я еще два года их буду готовить к этому - чтобы они наловчились выбирать верные ответы. Они не умеют говорить, не умеют думать, они умеют нажимать на предложенные им кнопки - в прямом и переносном смысле. а если эти кнопки убрать? Если убрать - понятно, пойдем в леса с дубинами."

Короче говоря, книжка приятная во всех отношениях. Рекомендую к прочтению учителям бывшим и настоящим, а также тем,кто только собирается связать себя с педагогической деятельностью, ну и вообще для всех книжка полезная будет. Есть о чем подумать.

Всем приятного прочтения!