Воздушная гавань в Обояни

Краеведение

История базирования авиации вблизи Обояни уходит своими корнями в грозные годы Гражданской войны, когда в конце 1918 года в составе частей Красной армии был создан первый авиационный артиллерийский отряд.
Этот отряд был сразу направлен на Южный фронт. Базировался он в районе Обояни и поддерживал с воздуха наступление Донецкой группы войск. Тогда еще моторист, а впоследствии Герой Советского Союза, командующий авиацией округа и Юго-Западного фронта Евгений Саввич Птухин (1902-1942) обеспечивал на Обоянском аэродроме (в то время аэродром располагался за городом на выгонном лугу напротив городского кладбища) ремонт и подготовку самолётов к боевым вылетам.
 Во время одного из налётов авиации противника он был контужен от разрыва бомбы, сброшенной с самолёта "Хевиленд". Кстати, в этих налетах деникинской авиации принимал участие наблюдатель 2-го авиационного отряда Вооруженных сил Юга России, кавалер ордена Святого Георгия 4-й степени обоянец Анатолий Тимофеев.
Другое свидетельство базирования авиатехники под Обоянью - чудом сохранившийся фотоальбом летчика-наблюдателя морской авиации Феодосия Горячего. Уникальные снимки, на которых запечатлена ранняя история военно-воздушных сил нашей страны, портретные и групповые фотографии летчиков и техников, в том числе  аэрофотоснимки середины 20-х годов прошлого века в районе Обояни.
Обоянский аэродром показан как запасная площадка в числе воздушных линий в   1925 г. (по маршруту Харьков-Курск-Орел-Москва), а в следующем 1926 г. еженедельный британский журнал "FlightInternational", издающийся с 1909 г. и по настоящее время, поместил статью о развитии южных гражданских авиалиний в СССР, где в числе других аэродромов также упоминается Обоянь.


Перед самым началом Великой Отечественной войны Директивой Военно-Воздушных Сил Красной Армии для трех авиаполков 48-й авиадивизии были определены новые аэродромы базирования, в том числе и Обоянь (Трубеж).
Грунтовой аэродром Трубеж в середине 1941 г. по форме (вид сверху) представлял собой нечетко обозначенный круг с диаметром 1000-1100 м. По границе аэродрома - стоянки самолетов. Взлетали, как правило, на север.
Ранним утром 22 июня командиру 51-го полка дальней бомбардировочной авиации (ДБАП) пришла телеграмма о немедленном рассредоточении самолетов на аэродромах Фатеж и Обоянь, а в 11.00 прозвучала боевая тревога. Накануне всю ночь шел ливень, что значительно осложнило работу техперсонала. Машины к боевому вылету подготовили достаточно быстро, однако приказ разбомбить авиазавод в Люблине пришел лишь поздним вечером.
С 11 июля 1941 г. командир 35-й авиадивизии полковник Афанасий Каравапкий был назначен начальником Обоянского военного гарнизона, а командир 222 ДБАП (дислоцировался на аэродроме Трубеж) подполковник Василий Сапронов - его заместителем. Сохранились и публикуются в очередном выпуске краеведческого сборника "Обоянь и округа: прошлое и настоящее" подробные воспоминания дочери командира полка Аллы Агаповой (Сапроновой) "Лето 1941 года".
 Наши бомбардировочные полки в начале войны несли большие потери в личном составе и технике. Экипажи 100-го ДБАП свои боевые вылеты с аэродрома Обоянь начали совершать через день после начала войны. Работали в район Киева. Из каждого вылета не возвращались до половины экипажей. Вот одна из записей журнала боевых действий: "Утром 23 июля 9 ДБ-ЗФ с аэродрома в р-не Обоянь (Трубеж) вылетели на бомбардировку аэродрома противника в р-не Белая Церковь. На шоссе Белая Церковь - Киев обнаружили колонну из 30 автомобилей, двигавшихся от Василькова к Белой Церкви.
После бомбометания самолеты продолжили полет к основной цели, но на подходе были атакованы группой истребителей Bf 109. В результате 8 советских бомбардировщи-ков были сбиты, 32 человека числились пропавшими без вести. На борту единственного вернувшегося в Обоянь бомбардировщика все члены экипажа были ранены, один - убит".
221-й ДБАП был сформирован в 1941 г. на аэродроме Обоянь. По состоянию на 22 июня 1941 года имел на вооружении 14 самолётов ДБ-3Ф (Ил-4).
93-й (98-й) ДБАП имел различные названия: вступил в войну как 93-й, с конца августа 1941 г. был усилен личным составом 220-го и именовался 98-м авиационным полком, послужил основой для формирования поздней осенью 752-го авиационного полка, который за отличие 26 марта 1943 г. получил право именоваться 10-й гвардейский. Пополнение полка, переименованного в 98-й, было произведено под Обоянью. С октября по декабрь 1941 г. 98-й полк принимал непосредственное участие в обороне Москвы, с этого времени всё больший объём боевой работы выполнялся ночью.
Памятная доска установлена в июне 2017 г. на месте базирования 93-го (98-го) ДБАП по инициативе и силами А. Эндлера - внука летчика этого авиаполка, погибшего под Обоянью. На памятной доске надпись: "На этом месте в годы Великой Отечественной войны находился аэродром, на котором в 1941 году базировался 98-й дальнебомбардировочный авиационный полк. За годы войны 314 человек личного состава погибли. В боях потерян 171 самолет".  
В то время в подразделениях аэродромного обеспечения служило и работало много обоянцев. По воспоминаниям Клавдии Кравцовой, ее отец Гавриил Садовников работал на военном аэродроме вольнонаемным в 679 БАО (батальон аэродромного обеспечения), а с началом войны принял присягу и был зачислен рядовым. Обоянца Гавриила Садовникова связывала тесная армейская дружба со штурманом авиаполка Всеволодом Трояновым. В полку даже считали их братьями. Однажды Троянов "покатал" своего друга на бомбардировщике над аэродромом, после этого "нештатного случая" Г. Садовникова в феврале 1942 г. отправили на фронт, а В. Троянова наказали внеочередным вылетом. 14.01.1942 г. экипаж В. Троянова не вернулся с боевого задания.
Любопытно, что использование аэродрома Трубеж продолжилось и во время фашистской оккупации Обоянского района. На аэродроме дислоцировались венгерские авиационные подразделения. Для действий на востоке (в районе Сталинграда) в 1942 г. были выделены практически все боеспособные силы венгерских ВВС, сведенные в т. н. 1-ю авиационную группу, которой командовал подполковник Шандор Андраш. Прибытие на фронт основной части этих сил состоялось 15 июня и 2 июля 1942 года. В непосредственном распоряжении командира 1-й АГ находились истребители и бомбардировщики. Отступая под ударами советских войск в 1943 г., венгерские эскадрильи из района Обояни перебазировались в Харьков и Старый Оскол. Все, что смогло улететь, улетело, остальное оккупанты взорвали на земле.
Перед началом Курской битвы 124 новеньких, лучших по тем временам в нашей армии истребителя ЛА-5Ф - "Лавочкиных" перелетали из Иваново под Обоянь. У села Трубеж приземлились 40-й, под Ивней 41-й, а у села Долгие Буды, что в Беловском районе, - 88-й гвардейские авиаполки. С беловской земли поднялся в последний вылет Александр Горовец, служивший в 88-м полку.
Еще до прибытия авиационных полков 14 апреля командир 419 БАО Лысенко просит районные власти принять решительные меры по мобилизации всего трудоспособного населения города на аэродром в селе Трубеж на его подготовку и оборудование для приема авиационной техники.
С 5 июля 1943 г.  на Обоянском аэродроме началась очень горячая в прямом и переносном смысле пора. Приходилось работать днем и ночью. Бойцы батальона промывали от смазки новые металлические звенья, набивали их патронами и снарядами. Затем уже снаряженные звенья увозили в ящиках на аэродром и тут же заряжали их в бортовые оружия самолетов. Помимо этой тяжелой физической работы, требовалось вести строгий учет бомб, снарядов, патронов, знать, сколько требуется боепитания каждому авиаполку. Война не давала передышки, аэродром часто подвергался жестоким бомбежкам. Работа с бомбами и снарядами сама по себе уже была опасной. От огня мог вспыхнуть бензин (что и произошло однажды зимой), в котором промывали звенья, а от близкого взрыва могли сдетонировать авиабомбы…
Перебазирование всей авиации на прифронтовые аэродромы завершилось к середине мая 1943 г., когда на вновь построенный аэроузел в районе Обояни перелетели авиаполки   5-го истребительного авиакорпуса РГК.
Во время Курской битвы в Обояни дислоцировались штаб 2-й воздушной армии (командующий армией генерал Степан Красовский, начальник штаба генерал Феофан Качев) и штаб 8-й гвардейской истребительной авиадивизии (окраина Обояни).
Во время базирования на аэродроме Трубеж за период со 2 по 10 июля 1943 г. лётчики 40-го Гвардейского авиаполка сбили 81 самолёт противника в районе Обояни. Наши потери за этот период составили 29 самолётов и 12 лётчиков.
Так, 2-го июня дежурная восьмерка 2-й эскадрильи полка вылетела на перехват противника. Группу из 18 пикирующих бомбардировщиков Ю-87 встретили на подходе к аэродрому. Герой Советского Союза капитан Н. Т. Китаев и его заместитель Герой Советского Союза старший лейтенант И. И. Семенюк сбили по одному самолету противника, которые упали на нашей территории, а остальные, вместе с подбитыми, поспешно удрали за линию фронта, сбросив бомбы где попало.
Обоянское небо стало местом боевого крещения легендарного летчика ВОВ, трижды Героя Советского Союза генерал-лейтенанта авиации Ивана Никитича Кожедуба. Первый вражеский самолёт был сбит тогда младшим лейтенантом И. Кожедубом 6 июля 1943 г., на второй день Курской битвы. Произошло это на обоянском направлении вблизи села Завидовка.
Маршал авиации С. А. Красовский отмечал: "Из многочисленных воздушных боев мне наиболее запомнился бой пилота В. Багирова в районе города Обоянь. Когда он израсходовал большую часть боеприпасов, его стали преследовать два "Yu-88". Володя прицелился в левый мотор одного из них. Мотор загорелся и юнкерс, поворачиваясь влево, задел хвостовую часть второго самолета. После такого тарана оба бомбардира упали на землю. Навстречу Володе летел "Фокке вульф-190". Володя пошел тараном на мощный немецкий истребитель, и они оба взорвались в небе…".
Мало известна работа в августе 1943 г. эскадрильи АГОНа (авиационной группы особого назначения) с аэродрома Танеевка, в 20 км к северу от Обояни, где находились шесть Ли-2, обеспечивавших заброску диверсионных и разведывательных групп в глубокий тыл противника.
Последние сведения о базировании авиации в районе Обояни встречаются за август 1943 г. при освобождении г. Сумы. Известие об освобождении Сум застало на подходе к цели бомбардировщики Пе-2 из 202-й авиадивизии. Они поднялись в воздух на рассвете с аэродрома под Обоянью, имея приказ бомбить скопление техники и живой силы гитлеровцев в центре города. Летчики вовремя получили новую вводную - сменить курс и уничтожить цели западнее Лебедина.
А вот последние потери: экипаж 2-го авиаполка 1-й АТД (Ли-2) в 21:00 21 августа 1943 г. произвел взлет с аэродрома Обоянь в район цели в 20 км восточнее Миргорода. Самолет прошел линию фронта в районе Ахтырки на высоте 3000-3500 м. Больше связи с экипажем не было. Самолет с задания не вернулся, экипаж пропал без вести.
Видно, уже в сентябре 1943 г. аэродром был закрыт, а все авиационные и части обслуживания были передислоцированы ближе к линии фронта - на Запад.
Немного южнее Обояни находится мемориал "Огненная дуга". В нем отмечены многие летчики, участвовавшие в Курской битве. Особой почести удостоены только два из них - это Герои Советского Союза гвардии майор М. С. Токарев и гвардии лейтенант А. К. Горовец.
На протяжении многих лет ветераны 40-го Гвардейского авиаполка регулярно бывают в Обояни и вместе с жителями города посещают все памятные места.
При въезде в Обоянь на высоком постаменте установлен самолет с выпущенными шасси. На постаменте табличка со списком фамилий погибших летчиков.
К сожалению, в табличку (при ее замене) закралась ошибка, которую несложно устранить. На ней вместо буквы П. (Паруир) набили букву Л. в инициалах летчика Паруира Тиграновича Растомяна, которому в Трубеже на месте захоронения установлен памятник.
В школе №2 города находится музей боевой славы 40-го гвардейского Тернопольского ордена Кутузова III степени истребительного авиационного полка. В Трубеже на Михайло-Архангельском храме установлена памятная плита в честь авиаторов, а на месте бывшего аэродрома открыт мемориал с памятной стелой в честь летчиков, защищавших небо Обояни.
Высокого звания "Почетный гражданин Обояни" в 1991 г. удостоен Герой Советского Союза гвардии полковник Николай Трофимович Китаев, сбивший в небе над Обоя-нью 14 самолетов противника.
Подвиги не стареют… Очень важно сохранять их в нашей памяти, чтобы донести до потомков.
  Михаил Озеров


Дополнительная информация