Фотография стоматолога из Москвы

Надент — Универсальная стоматология Натальи Хворостиновой в Москве

Рекомендация


Студентам

Вы можете использовать данную статью как часть или основу своего реферата или даже дипломной работы или своего сайта

Просто перейдите по ссылке ниже, редактируйте статью, все картинки тоже доступны, все бесплатно


Редактировать статью?!

Скачать статью в формате PDF


Сохраните результат в MS Word Docx или PDF, делитесь с друзьями, спасибо :)


Категории статей

Estelite – работа над ошибками Часть 1. «Попасть в цвет»

Кирсанова Н.В.

Композиционные материалы Estelite от Tokuyama Dental обладают выраженным эффектом хамелеона. Их оттенки способны в широких пределах адаптироваться к цвету окружающих твердых тканей. При этом на практике некоторые стоматологи, начиная работать с этой реставрационной системой, сталкиваются с тем, что при восстановлении сквозных, объемных полостей, им никак не удается «попасть в цвет». Парадокс? Ни в коей мере. На поверку оказывается, что трудности связаны не столько с выбором цвета, сколько с ошибками в определении степени опаковости.

Опаковость – это степень непрозрачности материала. Именно от этого параметра зависит, какой мы увидим реставрацию на фоне «темноты» полости рта. Оттенки, одинаковые по цвету, но различные по опаковости, будут выглядеть в полости рта совершенно по-разному. Более прозрачные материалы выглядят более темными, менее прозрачные – более светлыми. Эффект хамелеона позволяет материалу изменить тон, но не может сделать его более прозрачным или менее прозрачным.

Большинство современных реставрационных систем предполагают использование техники биомиметической реставрации, то есть восстановления тканей зуба в их топографических границах различными по степени прозрачности оттенками. Утраченный дентин замещается оптически плотными дентинными оттенками (опаками), а эмалевые структуры более прозрачными эмалевыми оттенками. В самых сложных системах предлагается дифференцировать по оттенку околопульпарный и плащевой дентин, которые восстанавливаются различными по прозрачности опаками и выделяют несколько степеней прозрачности эмалей.

Столь сложная схема предполагает необходимость сочетать при восстановлении сквозного дефекта три-четыре, а иногда и пять-шесть различных оттенков материала, а ошибка в толщине слоя менее чем на миллиметр приведет к непопаданию в цвет реставрации в целом. Причем заметить эту ошибку можно лишь после завершения реставрации и проведения финишной обработки. Переделывать такую работу приходится, как правило, с самых глубоких опаковых слоев реставрации.

Реставрационная система Estelite обладает собственной, отличной от других, схемой построения реставрации. Эта схема проста.

Чтобы упростить работу врачей, в реставрационной системе Estelite были созданы опалесцентные оттенки (OA1, OA2, OA3 и BW) – оттенки, имитирующие оптические свойства всей толщи зуба. Опалесцентные оттенки блестят и полируются как эмаль, но при этом соответствуют опаковости тела живого зуба в целом, с его эмалевыми и дентинными слоями. Таким образом, при работе Estelite восстановление глубокого и даже сквозного дефекта тканей зуба возможно всего одним опалесцентным оттенком, без опака и без перекрытия опалесцента эмалевыми слоями.

Название «опалесцент» возникло по аналогии с молочной мутностью минерала опал и не имеет отношения к эффекту опалесценции, присущему более прозрачным материалам.

Маркировку ОА2 или ОА3 на шприце важно не путать с маркировкой опаковых материалов других фирм. Эти оттенки нельзя использовать вместо дентинов в традиционной схеме построения реставрации.

 

Рассмотрим в качестве примера реставрацию полости по IV классу Блека, традиционно вызывающую наибольшее количество вопросов. Если оттенком ОА2 или ОА3 заместить утраченный дентин (рис. 1а), а его поверхность перекрыть слоем эмалевого оттенка, то даже если в выборе цвета ошибки допущено не было, реставрация все равно будет заметно выделяться на зубах. Опалесцентные оттенки обладают меньшей опаковостью, чем дентинные. Если к ним в области тела зуба добавить слой эмалевого оттенка, то общая прозрачность реставрации окажется выше, чем прозрачность тела зуба, что дает эффект «серости» реставрации на фоне темноты полости рта. Именно «серость» реставрации является наиболее типичной ошибкой при работе материалами группы Estelite.

Чтобы избежать этой ошибки, достаточно ограничить сферу применения эмалевых оттенков. Если в большинстве систем рекомендуется полное перекрытие эмалевыми оттенками всей вестибулярной поверхности, то при работе Estelite вы используете их только в области режущего края и не выводите за пределы резцовой трети (рис. 1в). Не следует использовать эмалевые оттенки в области тела зуба при восстановлении сквозных дефектов во избежание излишней прозрачности реставрации.

Таким образом, если в реставрационных системах, основанных на принципах биомиметики, эмалевые оттенки используются везде, где нужна эстетика, то в реставрационной системе Estelite – только там, где нужна прозрачность – для имитации зон прозрачности режущего края фронтальных зубов или для восстановления вершин бугров и эмалевых гребней зубов бокового отдела.

 

Опалесцентные оттенки удачно имитируют оптические свойства тела витального зуба. Однако в клинической практике мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда в силу наследственности, возраста, перенесенного эндодонтического лечения или процедуры отбеливания естественная прозрачность зуба снижается. Часто при восстановлении сквозных дефектов объемом более трети коронковой части на депульпированных зубах степени опаковости опалесцентных оттенков не хватает для эффективной маскировки реставрации, и возникает потребность в придании ей дополнительной насыщенности. Схема построения такой реставрации представлена на рис. А с.

Роль «опакера» выполняют оттенки ОРА2 или BW, основу реставрации составляют опалесценты (ОА1, ОА2 или ОА3 в зависимости от того светлее или темнее оттенок зуба), а эмалевый слой формирует режущий край и заканчивается в области резцовой трети, не переходя на тело зуба. Оттенки ОРА2 и BW взаимозаменяемы в качестве «опакера». Собственно опаком из них является только OPA2, оптически плотный оттенок, соответствующий цвету А2 шкалы VITA.

В большинстве случаев достаточно положить ОРА2 одним слоем 1,5-2,0 мм с небной поверхности, чтобы придать всей реставрации нужную степень непрозрачности. Не следует выводить ОРА2 на вестибулярную поверхность реставрации или восстанавливать им весь утраченный дентин – реставрация получится более насыщенная и яркая, чем естественные ткани зуба. ОРА2 отлично справляется в тех ситуациях, когда необходимо перекрыть участки дисколорита, даже тонкий слой материала 0,5-1,0 мм является превосходным маскирующим агентом. Оттенки ОРА2 есть в наборах и отдельных шприцах пастообразного материала Estelite Sigma Quick и отдельных шприцах жидкого композита повышенной текучести и прочности Estelite Flow Quick High Flow.

 

В отличие от ОРА2, оттенок BW – опалесцентный оттенок для восстановления отбеленных зубов, самый светлый и самый непрозрачный из всех опалесцентов. Он в полной мере обладает эстетикой, блеском и полируемостью. Оптические свойства BW – насыщенность белыми пигментами – позволяют эффективно блокировать «серость» при восстановлении сквозных дефектов. Оттенок BW может быть с успехом применен для маскировки темного дентина депульпированных зубов, резорцин-формалинового прокрашивания, металлических штифтов и т. д. Наиболее удобно использовать для устранения оптической неоднородности подлежащих тканей зуба оттенок BW жидкого композита Estelite Flow Quick. Степень непрозрачности оттенка BW ниже, чем у традиционного опака, поэтому в ряде случаев может потребоваться нанесение двух слоев этого материала. Применяя BW, можно не опасаться создания излишне опаковой, «глухой» реставрации.

При восстановлении глубоких дефектов, так же, как и при восстановлении сквозных полостей, следует несколько уменьшать толщину наложения эмалевых оттенков. Если, к примеру, глубокую полость V класса восстановить только эмалевыми оттенками, сработает так называемый «эффект колодца» и реставрация будет выделяться на фоне зуба темным пятном точно так же, как прозрачная вода в узком колодце выглядит черной. При восстановлении глубоких полостей также следует предпочесть опалесцентные оттенки для получения безукоризненной эстетики. Эмалевые оттенки без опалесцентов могут применяться только в неглубоких полостях.

В качестве адаптивного слоя в объемных полостях мы рекомендуем выбирать оттенки ОА1, ОА2, ОА3 Estelite Flow Quick. Хотим отметить возможность выведения этих материалов на эмалевый фальц и восстановления ими стенок полости, так как они не уступают по прочности основному пастообразному материалу Estelite Sigma Quick.

Объемные полости I и II класса рекомендуется восстанавливать оттенками OA1, ОА2, ОА3, если реставрация проводится материалами Estelite Sigma Quick или Estelite Flow Quick , и оттенками PA1, РА2, РА3 если используется Estelite Posterior.

Рис. 1. Восстановление полости IV класса

Эмалевые оттенки при восстановлении жевательных зубов применяются в неглубоких дефектах или в многооттеночных реставрациях объемных полостей у молодых пациентов с сохранными эмалевыми структурами, чтобы подчеркнуть вершины бугров и эмалевые гребни (рис. 1).

Таким образом, принцип успешной работы Estelite можно довольно верно описать одной фразой: «Больше опалесцентов, меньше эмалей. Если реставрация „серит на просвет” или перекрываете дисколорит – добавьте ОРА2 или BW». Несмотря на простоту и даже примитивность, это правило превосходно работает. Как показывает накопленный нами опыт, при работе материалами Estelite главное – правильно подобрать степень опаковости материала, а за счет эффекта хамелеона Estelite ошибиться в подборе оттенка практически невозможно.

Все материалы группы Estelite обладают выраженным эффектом хамелеона. Наиболее сильно «хамелеонят» эмалевые оттенки Estelite Sigma Quick, несколько слабее – опалесцентные оттенки Estelite Sigma Quick, материалы повышенной текучести Estelite Flow Quick и Estelite Sigma Quick Posterior.

«Эффектом хамелеона» называется свойство материала адаптироваться по цвету к окружающим тканям. На практике это позволяет скрывать ошибки определения цвета реставрации и даже, как в случае с Estelite, заменять одни оттенки другими в весьма широких пределах. В частности, оттенок А3 за счет эффекта хамелеона будет незаметен на зубах оттенков В2, D2, A2, C1, С2, D4, А3, D3, B3, A3.5. Благодаря эффекту хамелеона вы избавлены от необходимости иметь в своем распоряжении всю палитру цветов Estelite, ведь оттенками группы А вы можете восстановить зубы цветов В, С и D (рис. 2).

Рис. 2. Восстановление полости I класса

Существует простой алгоритм подбора оттенков при помощи шкалы VITA и таблицы «хамелеон-эффекта» (рис. 3). Эта таблица входит в состав любого набора Estelite. Мы не рекомендуем использовать оригинальную шкалу Tokuyama Dental из шести и девяти шприцевых наборов, так как она скорее вводит в заблуждение, чем помогает в чем-либо разобраться.

Рис. 3. Таблица «хамелеон-эффекта»

Шаг 1. Определяем степень опаковости.

Эмалевые оттенки вы выбираете для восстановления неглубоких дефектов, режущего края, вершин бугров и эмалевых гребней. Опалесцентные оттенки вы выбираете для восстановления глубоких и сквозных дефектов в области тела зуба.

Шаг 2. Определите цвет зуба по шкале VITA.

Если такой оттенок есть в вашем арсенале – воспользуйтесь им. Если такого оттенка нет в вашем арсенале – воспользуйтесь таблицей «эффекта хамелеона» (рис. 2). Для выбора эмалевого оттенка воспользуйтесь левой частью таблицы (2а), для выбора опалесцентного – правой (2б). По горизонтали в верхней части перечислены все оттенки шкалы VITA – от самого светлого до самого темного. Находите среди них определенный вами оттенок и смотрите, какой из основных эмалевых или опалесцентных оттенков обеспечит вам наилучший эстетический результат.

Шаг 3. Если у вас возникают сомнения в правильности выбранного оттенка, внесите его в полость и придайте ему нужную форму. Оцените, сумел ли материал адаптироваться по цвету к окружающим тканям. После полимеризации цвет материала не изменится.

Рис. 4. Построение винира

Выраженный эффект хамелеона материала Estelite имеет обратную сторону медали в виде эффекта цветосложения. Xотите вы того или нет, но цвет материала будет меняться в зависимости от цвета подлежащих тканей. Для того чтобы исключить влияние цвета подложки на эстетику реставрации, рекомендуем применять оттенок BW жидкого композита Estelite Flow Quick. Он позволяет уже на этапе выполнения адаптивного слоя полностью убрать изменения в цвете реставрируемых зубов и построить реставрацию с чистого листа (рис. 3).

 

В следующей части статьи будет рассмотрена проблема краевого прилегания реставраций.

Если при работе материалами фирмы Tokuyama Dental вы столкнулись с какими-либо сложностями, то пишите нам по адресу tokuyama@protecodent.ru или 196128, Санкт-Петербург, ул. Варшавская, д. 5, лит. В, офис 401, ЗАО «Протеко», Учебный центр Tokuyama Dental. Мы обязательно поможем разобраться в возникшей проблеме!


Источник: www.dentoday.ru