×

Предлагается урегулировать условия и случаи применения спецсредств и оружия приставами

В частности, законопроектом разрешается применение огнестрельного оружия сотрудником органов принудительного исполнения в случае задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, пытающегося скрыться, если иначе его задержать невозможно
По мнению одного из экспертов «АГ», вопросы применения огнестрельного оружия требуют жесткой и недвусмысленной регламентации, иначе могут возникнуть риски его необоснованного применения. Другой полагает, что рассматриваемые изменения, по сути, направлены на создание в стране еще одного военизированного органа государственной власти наряду с органами внутренних дел. Третий выразил надежду, что внесение соответствующих изменений позволит приставам-исполнителям ощущать себя в наибольшей безопасности и приведет к повышению эффективности их работы по исполнению судебных постановлений.

В Госдуму внесен законопроект № 613023-8, которым предлагаются изменения в Закон об органах принудительного исполнения РФ в части предоставления их сотрудникам права на применение в установленных законом случаях физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

В соответствии со ст. 11 Закона о службе в органах принудительного исполнения РФ сотрудники после прохождения специальной подготовки имеют право на ношение, хранение и применение специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, предусмотренных Законом об органах принудительного исполнения РФ (Закон № 118-ФЗ). Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316 директор ФССП наделен полномочием по определению порядка выдачи, ношения и хранения огнестрельного оружия, а также перечня должностей в органах принудительного исполнения, при замещении которых сотрудникам предоставляется право на постоянное ношение и хранение в порядке, установленном законодательством РФ, огнестрельного оружия, специальных средств. Вместе с тем Законом № 118-ФЗ регулируются вопросы, связанные с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, только применительно к приставам по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС). Для более четкой правовой регламентации условий и случаев применения специальных средств и огнестрельного оружия не только отдельной категорией сотрудников законопроектом предусмотрено внесение соответствующих изменений.

Законопроектом предусматривается обязанность уведомления сотрудником в течение 24 часов прокурора в случае причинения смерти или ранения в результате применения физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия. Также предлагается уведомлять близкого родственника или близкого лица гражданина в случае причинения ему телесных повреждений в результате применения сотрудником органов принудительного исполнения физической силы, спецсредств или оружия.

Кроме того, поправками устанавливается обязанность сотрудника по обеспечению оказания первой помощи лицам, получившим телесные повреждения, а также принятия мер по предоставлению им медпомощи в возможно короткий срок, сохранению (по возможности) без изменения места происшествия, если в результате применения им физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

Законопроектом предусмотрен запрет на применение специальных средств в отношении лиц, совершивших незаконные действия ненасильственного характера, а также женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен. Предлагается установить запрет на применение огнестрельного оружия с производством выстрела на поражение в отношении женщин, инвалидов и несовершеннолетних, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или вооруженного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотруднику органов принудительного исполнения. При применении сотрудником палки резиновой не допускается нанесение человеку ударов по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца.

Поправками предусматривается возможность применения огнестрельного оружия в случае задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержавшего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным.

Также в целях совершенствования деятельности органов принудительного исполнения законопроектом предлагается наделить директора ФССП – главного судебного пристава РФ полномочиями по утверждению правил и норм определения численности приставов по ОУПДС, по утверждению порядка уведомления председателя суда, прокурора о случаях применения сотрудниками физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия, а также порядка организации и обеспечения собственной безопасности, определения тактики осуществления мер собственной безопасности.

Авторы поправок отмечают, что предлагаемые изменения не приведут к нарушениям прав и законных интересов человека и гражданина, так как возможность применения физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия строго регламентирована, установлена ответственность за превышение данного полномочия, а сотрудники обязаны проходить специальную подготовку, а также периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Читайте также
Верховный Суд защитил близких правоохранителям лиц
Пленум ВС принял постановление, разъясняющее вопросы судов о применении ряда норм УК РФ о преступлениях против порядка управления
01 июня 2023 Новости

В пояснительной записке подчеркивается, что согласно позиции Верховного Суда РФ, высказанной в Постановлении Пленума от 1 июня 2023 г. № 14 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 317, 318, 319 УК РФ», органы принудительного исполнения РФ отнесены к правоохранительным органам без каких-либо исключений при осуществлении охраны общественного порядка, обеспечении общественной безопасности.

Вопросы обеспечения собственной безопасности сотрудников органов принудительного исполнения являются схожими для всех российских правоохранительных органов и уже реализуются сотрудниками иных силовых органов власти. В этой связи проектом уточняются задачи органов принудительного исполнения и полномочия руководителя ФССП России, указали инициаторы поправок.

Комментируя законодательную инициативу, председатель правления РО МОО «Ассоциация ветеранов Службы судебных приставов» Алексей Шарон отметил, что поправками расширяется перечень лиц, которые вправе применять огнестрельное оружие, однако остается непонятным, о ком конкретно идет речь. «На мой взгляд, данные поправки никак не почувствуют должники по исполнительным производствам, изменения направлены в первую очередь на повышение уровня внутренней дисциплины. Вопросы применения огнестрельного оружия требуют жесткой и недвусмысленной регламентации, иначе могут возникнуть риски его необоснованного применения», – считает эксперт.

Адвокат АП Ставропольского края Александр Польченко полагает, что предлагаемые изменения, по сути, направлены на создание в стране еще одного военизированного органа государственной власти наряду с органами внутренних дел. Он считает не вполне корректным применение в предлагаемых изменениях закона аналогии с Законом о полиции, поскольку на полицию возложены иные обязанности, нежели на органы принудительного исполнения. Эксперт обратил внимание на описание авторами законопроекта ограничений в применении физической силы, спецсредств и оружия, которые являются всего лишь отражением аналогичных требований, применяемых в Законе о полиции. 

Александр Польченко указал, что в пояснительной записке разработчики проекта сетуют на то, что действующая редакция Закона № 118-ФЗ выделяет особую категорию сотрудников органов принудительного исполнения, которым разрешено применение физической силы, специальных средств и оружия, а именно судебных приставов по ОУПДС. Предлагаемые же изменения в закон охватят в том числе и тех, кто непосредственно не занят в обеспечении безопасности деятельности судов, в частности кабинетных работников – судебных приставов-исполнителей. По его мнению, принятие законопроекта существенно повлияет на финансирование расходных обязательств по обучению с обращением с оружием сотрудников, ранее не имевших с ним никакого опыта обращения, по обеспечению территориальных отделов службы судебных приставов- исполнителей оружием и сертифицированными защищенными местами для его хранения. Также повысятся квалификационные требования по здоровью к ныне действующим сотрудникам ФССП и претендентам на службу в органах принудительного исполнения, поскольку готовность к применению физической силы и спецсредств должна будет подтверждаться по определенным критериям.

«Очевидно, что авторы законопроекта стремятся покрыть дефицит кадров среди судебных приставов по ОУПДС за счет предоставления полномочий по применению физической силы, спецсредств и оружия другим категориям сотрудников данной системы. Анализ пояснительной записки не свидетельствует о назревшей необходимости внесения столь суровых изменений в закон, в ней отсутствует какое-либо указание на случаи нападения на лиц, участвующих в отправлении правосудия и в принудительном исполнении судебных актов, либо на гипотетическую опасность таких случаев. При таких обстоятельствах предлагаемые изменения в закон, на мой взгляд, являются избыточными», – прокомментировал Александр Польченко.

Партнер АБ «ЭКС ЛЕГЕС» Максим Дрожжин отметил, что на практике необходимость применения специальных средств, а тем более огнестрельного оружия возникает в работе пристава-исполнителя крайне редко, тем не менее ситуации, представляющие угрозу жизни и здоровью приставов, имеют место. По его мнению, регламентация вопросов по ношению, хранению и применению спецсредств и огнестрельного оружия в органах принудительного исполнения – инициатива верная. «По закону приставы – такие же правоохранители, как и сотрудники полиции, однако правом применять оружие, спецсредства и физическую силу обладают только приставы по ОУПДС. Поправки распространяют действие закона на приставов-исполнителей – для приведения в соответствие законодательной базы, а не для стрельбы по должникам», – считает Максим Дрожжин.

Он подчеркнул, что регулирование ситуаций, в которых приставы смогут применять огнестрельное оружие, на законодательном уровне необходимо. Так работают сотрудники полиции и Росгвардии, однако правоохранители редко используют табельное оружие, даже избегают его применения. Максим Дрожжин полагает, что подобным образом будут действовать и судебные приставы.

Эксперт напомнил, что одной из проблем правосудия является фактическое исполнение судебного постановления, которое является неотъемлемой частью судопроизводства, ибо без реального исполнения решения суда теряют свое значение все принципы справедливого судебного разбирательства и нарушается конституционное право на судебную защиту. «Надеюсь, что внесение соответствующих изменений позволит приставам-исполнителям ощущать себя в наибольшей безопасности и приведет к повышению эффективности их работы по исполнению судебных постановлений, вследствие чего позитивно скажется на соблюдении принципа обязательности судебных постановлений», – резюмировал Максим Дрожжин.

Рассказать:
Яндекс.Метрика