14 июля
2022

Субботина Анна Викторовна — мастер ручного ткачества (г. Воронеж)

Рукодельная

Интервью с Народным мастером Воронежской области, мастером ручного ткачества – Субботиной Анной Викторовной. Волонтёрский медиа-культурный проект «Хранители народных ремёсел земли Воронежской»

Здравствуйте, Анна Викторовна. Меня зовут Майя. Я хотела бы задать Вам несколько вопросов. Расскажите, пожалуйста, немного о типах, видах изделий Вашего ремесла и техниках их исполнения. Буквально самое основное.

Основные типы изделий – это тесьма и ткань. Например, ткачество на дощечках. Так можно получить как однотонную тесьму, так и узорную, в том числе тесьму со вторым утком из проволоки - так называемая металлизированная тесьма. Используется она как пояс и как отделка одежды. Вполне актуально в нашей реальности. Также есть ткачество на бёрдышке, позволяющее получать узорные ленты, которые используются так же. Их много сейчас заказывают. Ещё существует ткачество на станке. Опять же от однотонных тканей, например, заказывают тонкий прозрачный лён, до шерстяных (панёвных) тканей, и орнаментированных как традиционные полотенца и фрагменты костюма. Также заказывают копии этнографических полосатых поясов, но это уже ткётся на станке.

Скажите, пожалуйста, Анна Викторовна, в чём уникальность вашего ремесла?

В возможности повторения этнографических образцов, в возможности создания каких-то авторских вещей. Очень широкие технические возможности. Можно сделать почти что угодно. Когда-то у меня на визитке было написано «Невыполнимых заказов не встречала».

Это интересно. Скажите, пожалуйста, какие материалы используются при изготовлении Ваших изделий и какие из них из Воронежской области? Есть такие?

Сейчас я пытаюсь наладить связь с нашими воронежскими пуходелами, потому что есть идеи на тёплые тканые вещи. Но в основном «расходники» привозные. Единственное, что я стараюсь соблюдать - традиционность использования расходных материалов. То есть, там, где была льняная нить – использовать льняную, там, где конопляная – конопляную. У нас хорошо росла конопля. И плохо рос лён. Конопляная нить прялась в домах массово. Но сейчас у нас конопля не растёт. То есть, для воронежских изделий я стараюсь брать её. Также нужна шерстяная нить, но, к сожалению, сейчас часть шерстяных нитей приходится производить самостоятельно, с помощью веретена. Как и сейчас я это делаю, разговаривая с Вами. Потому что фабричная нить либо тонкая, либо прочная. Если, вдруг, даже более-менее тонкая и прочная, то она почти всегда, какого-то безумного цвета, который почти невозможно перекрасить. Есть редкие образцы нити, которые подходят по всем характеристикам. Но они стоят таких денег, что себе на изделие я их не куплю. опять же мне интереснее спрясть самой, что бы вещь была полностью ручной работы. А заказчики говорят: «Давайте, мы что-нибудь заменим». И мы заменяем. В основном хлопком.

То есть, Вы стараетесь соблюдать аутентичность?

Я не работаю с синтетикой, скажем так. Хлопок у нас в изделиях есть, да. Я стараюсь соблюдать натуральность всех материалов и сейчас постепенно, потихонечку начинаю переходить к домашнему крашению нитей.

Какой символический смысл несут в себе изделия Вашего ремесла?

Для меня это, в первую очередь, связь с традициями, связь с нашими предками, связь с корнями. Эта идея проходит через всю мою жизнь. У нас большая семья и я неплохо знаю свою родословную. Смотрю на своих друзей, с которыми мы разговариваем о тех же житейских моментах. И мне очень многие говорят, что моё знание своих корней, моя близость к корням, очень многое даёт в современной жизни. Какие-то модели поведения, какое-то знание, что мы справимся или не справимся. Иногда даже просто какие-то варианты выживания. И, Вы знаете, однажды Ваша коллега меня спросила, что для меня русская культура? И мой ответ поставил её в тупик. Потому что я ответила совершенно и абсолютно честно: «Это способ жить, просто способ жить».

Что необходимо для освоения ремесла сейчас? Я думаю, что многие этим заинтересуются.

В первую очередь усидчивость и внимание. Инструменты можно достать или сделать самостоятельно. Как минимум, это та же пластиковая папка, дырокол и ножницы. Все то, что есть в каждой семье. Нитки купить просто. В первую очередь усидчивость и желание. Но, к сожалению, не очень много желающих. Как и большинство архаичных технологий, процесс довольно трудоёмкий. Всем нравится посмотреть, потрогать, но мало кто готов вкладываться в это серьёзно...

А как сочетаются в Вашем ремесле традиционные приёмы древних мастеров с современными творческими трендами и технологиями? И вообще сочетаются ли? Или Вы только аутентично древнему делайте?

Техники ткачества я использую только аутентичные, материалы только натуральные. Единственное, в чём приходит новое – это когда я иногда использую нити хлопковые – современный материал. Достаточно регулярно я использую нити современных цветов. То есть, колористика авторская зачастую. Опять же, заказывают в авторской колористике. Но с большим удовольствием, на самом деле, делаю вещи аутентичных расцветок. Иногда новое использование вещей. Вот здесь у меня тесьма тканая, которая на бёрдышке ткалась, она не использовалась на отделке одежды в некоторых местах. Посередине подола, например. Не совсем в край и не на талии, а где-то в районе колен. Но, тем не менее, пришивают, заказывают, носят. Столовое бельё – это вещь аутентичная, у нас это использовалось. И вообще я стараюсь держаться ближе к базе. Ближе к основе.

Анна Викторовна, а бывает так, что Вы придумываете какие-то свои узоры? Навеянные чем-то современным, например, или только стариной вдохновляетесь?

Я однажды полгода придумывала узор, простенький. Очень старалась, мне ужасно понравилось, то, что получилось. Довольна была собой - очень. Ровно четыре месяца. Пока не узнала, что в Гнёздово примерно тысячу лет назад это уже ткали.

Насколько Вы известны за пределами Воронежской области и России?

В узких кругах я достаточно известна. Есть заказчики во Франции и в Италии, в Ираке есть мои работы. Много где. В Омской области есть мои вещи, в Томской. Но это, опять же, узкий круг людей интересующихся. Во Франции столовое бельё моей работы есть, комплект. Кому интересно, да, они достаточно легко меня находят, заказывают и получают то, что хотят. Если же у человека нет запроса на этнографию, то нет, меня не знают. И это прекрасно. Меня не ловят на улице за руку. Это восхитительно.

Как Вас можно найти человеку из другого региона? В соцсетях или где-то ещё?

Пожалуйста. Найти меня во Вконтакте проще простого – вбиваете «Анна Мокуша». Люди, не использующие ВК, могут найти меня по тому же тегу в Телеграме, например. Я есть и в ВатсАпе, и там я также записана как Мокуша ткачиха.

На маркетплейсах где-нибудь присутствуете?

Нет, я в основном работаю под заказ. 80-90 % того, что я делаю, это под заказ. Сейчас у меня расписан сентябрь. Начинает расписываться октябрь. Я вообще очень мало тку «в стол».

И это, Ваша основная деятельность? Вы этим живёте и этим кормитесь?

Да. У меня есть ещё четыре специальности, но я сейчас даже не знаю, где находятся документы об этих образованиях.

А какие у Вас ещё образования?

О! У меня очень разнообразные, разнонаправленные образования. У меня есть дипломы портного, парикмахера, автослесаря и сертификат психолога.

Автослесарь вообще выбивается из всего этого.

А зря. Плохо Вы меня знаете. Я ещё дедушкину 21-ю «Волгу» водила.

Вот как раз ближе сейчас знакомимся.

Да, это интересно. Но это в школе. Когда я заканчивала школу, ещё можно было получить какое-то образование, кроме базового школьного прямо в школе. То есть, суббота, 10-11 класс, девочек учили на садоводов-декораторов, а мальчиков, как всегда, самому интересному – автоделу. И мы с подругами пошли к директору, написали заявление. Два года учились на автослесарей с ребятами. У нас был замечательный педагог Владимир Терентьевич.

Класс. В жизни это всегда пригодится. Анна, какие поселения Воронежской области хранят традиции вашего ремесла? Знаете такие?

Это сложно. Потому что в Великую Отечественную войну в Воронежской области сгорели практически все ткацкие станки. И когда потом поднимали сельское хозяйство, промышленность, людям было гораздо проще покупать готовые ткани и шить из них одежду. Менее трудоёмко. И традиция ткачества у нас была почти полностью утеряна. Например, технику изготовления кочетовских рушников пришлось восстанавливать почти с нуля.

Как изучается народный промысел? С чего сейчас начинается изучение? Может быть, есть какие-то учебные заведения, которые этому обучают, или только у отдельных мастеров можно обучаться?

Я знаю, что в Воронеже в Художественном училище на курсе гобеленов есть предмет «ткачество». Там преподают ткачество на дощечках. Точно. На бёрдышках я просто не знаю. Там Мария Михайловна Савенкова работает – прекрасный человек и мастер, очень грамотный человек. Но так, чтобы где-то ещё, нет, я такого не знаю. Я – самоучка. И абсолютное большинство моих знакомых ткачей – тоже самоучки.

Что необходимо для передачи традиций ремесла через века? Как Вы считаете, как сейчас традиции декоративно-прикладного творчества передаются новым поколениям?

Новым поколениям передаётся... Просто выхожу ткать в люди. Тку на мероприятиях городских, на междугородних, езжу по другим городам со станком, с тесьмой. Мы с подругами собираемся. Буквально на днях, мы сидели на «Динамо». Девчонки вышивали, а я ткать встала. Мы болтаем на солнышке, вот и всё. Люди подходят и спрашивают. Ко мне во ВКонтакте иногда пишут люди и просят научить. И веду мастер-класс частным порядком, потому что я начинала сама, было очень тяжело и сейчас стараюсь поддерживать всех начинающих ткачей. Насколько могу конечно, но тем не менее… А по поводу сохранения… Нужно, чтобы традиция жила. Нужно, что бы кроме меня орнаментами занимался ещё хоть кто-нибудь в регионе. Потому что мы не поддержаны вообще и всё это держится на энтузиазме участников.

Обучаете ли Вы своему ремеслу детей или только взрослых? Если обучаете, то в чём заключается программа обучения? 

Да. Это курс в два занятия. По бёрдышку. То есть, люди в первый раз приходят – я показываю заправочное ткачество, как вот на этой тесьме сделаны кромочки. Второй раз приходят – показываю узорное ткачество. Разница между занятиями хотя бы две недели должна быть, чтобы люди дома могли «набить руку». В обучение беру людей старше 7 лет и пока видят нитки - готова учить.

То есть, он – этот курс – единый и для детей, и для взрослых?

Да. Потому что объясняю я одно и тоже, и одними и теми же словами. Получается, в общем-то, у всех. Вот уже шесть лет я учу таким способом. Знаю, что есть программы по ткацкому делу (по тесьме) растянутые на год. Но я не очень понимаю, чему здесь можно учить год? Потому что база даётся довольно-таки легко и просто. И, опять же, эту работу начинали делать с пяти- шести лет девочки. Так что технику я даю, а дальше человек берёт просто усидчивостью и внимательностью. Если Вас научили читать, будете ли Вы читать быстро или медленно не зависит от педагога, а зависит от того, сколько часов вы будете читать. Желательно в сутки, а не в год.

Как Вы сами пришли к этому делу? Почему решили стать мастерицей по ткачеству?

Я не решала. Я влюбилась в процесс. Была на фестивале, увидела женщину, которая там ткала, и всё. Больше ничего с фестиваля не помню. Монтаж. Я сижу дома и тку. И бросила работу, и занимала деньги на жизнь. И в тот момент у меня уже было двое детей, мне было 26 лет, да - 12 лет назад. Вот и всё. Просто не очень представляю себе, что ещё я вообще хотела бы делать. Знаете, на что это похоже?

На любовь с первого взгляда?

На любовь, да. И на то, что, когда садишься ткать, хоть это и звучит это пафосно, но я знаю, для чего дышу – чтобы ткать. Это истинно, реально твоё, полностью твоё место. Настолько себя соответствующей месту и занятию я, наверное, ощущала только когда детей своих маленьких на руки брала. Пеленала в первый, второй раз. Тогда, наверное, да. 

Да, как это, наверное, замечательно, когда человек, в одночасье, находит свое призвание! А возможно ли создать экспозицию из изделий, которые будут отражать какую-то историческую эпоху, культурную веху или период жизни наших предшественников?

Да, безусловно. В данный момент это будет сложно, потому что мои работы в основном на руках. Но, если у меня там будет какая-то финансовая возможность поткать как бы «в стол», хотя бы месяц, то можно будет сделать экспозицию, посвящённую какому-то периоду. Начиная с VIII века и по начало XX, выбрав любой отрезок времени. И сделать экспозицию вещей характерных для конкретной местности, и для конкретного времени.

Что нужно сделать, чтобы Ваше направление, Ваше ремесло стало брендом территории? 

Даже не знаю. Чтобы этим занимался ещё кто-то, кроме меня. Я стараюсь ездить. В Москве работала, в Севастополь ездила. В Архангельск ездила преподавать ткачество, что поразило меня безмерно, потому что там такая плеяда своих ткачей, что в тот момент мне ещё за ними было гнаться и гнаться. И тем не менее… Может быть, бОльшая раскрученность нужна, чтобы нас больше показывали. Как ткачей. Ещё не отказалась бы от учеников. Потому что «в одни руки» - это сложно. Бренд – это что-то массовое. Хотя, вот, слуцкие пояса – бренд, а их годами ткут.

То есть, Вы готовы были бы создать свою школу? Заниматься преподаванием на постоянной основе и развивать это направление?

Да, но при некоторой поддержке. Потому что мне надо на что-то жить.
 
То есть, если будет какая-то поддержка, от каких-то спонсоров, то, в принципе, такое возможно?

Да. Возможно. Я с удовольствием учу, и у меня получается учить. Многие люди, которых я учила, ткут дальше. И ткут хорошо. Поэтому ничего невозможного в этом я не вижу.

Текст – Майя Трубицына
Фото – Карина Мещерова